Рацион с учетом запаса

Рацион с учетом запасаСобытия последних месяцев, как отмечают аналитики, повлияли на предпочтения рядовых покупателей, особенно если говорить о продуктах питания. Некоторые жители региона сейчас делают ставку на продукты длительного хранения, при этом снижается спрос на молочную продукцию.

Ставка на провиант

Информация о том, что в некоторых городах области, а точнее, в Славянске, в Краматорске, в продуктовых магазинах можно наблюдать полупус­тые полки, понятное дело, влияет на покупательские настроения. По словам местного жителя города машиностроителей, магазины в Краматорске пока работают не все, ассортимент в них небогатый, а в некоторых отделах даже есть небольшие очереди.

Похоже, такие факты не оставляют равнодушными наиболее впечатлительных жителей региона. Скажем, 47-летняя Марина Михайловна из Донецка признается, что сделала продуктовый запас еще месяц назад и по сей день продолжает его пополнять в ближайших супермаркетах продуктами первой необходимости. Речь идет о муке, нескольких видах круп, воде. Женщина уверяет, что формирование такого продуктового неприкосновенного запаса – продуманный шаг.

К слову, в киевских магазинах и крупных торговых точках еще пару месяцев назад имели место очереди из тех, кто запасался крупами, подсолнечным маслом, сахаром, макаронными изделиями, хлебом. И хотя далеко не все жители нашего региона поддаются волнениям, связанным с опасениями остаться без провианта, некоторые торговые сети сориентировались на месте и держат стабильными цены даже на продукты, которые еще пару месяцев назад пользовались небольшим спросом. Так, к примеру, одна из торговых сетей отменила запланированные скидки на продукты питания по акции «Экономия».

А как же мониторинг цен?

И в этом нет ничего удивительного: эксперты заметили, что в последнее время покупатели все чаще делают ставку на покупку социальных товаров длительного хранения. В одном из супермаркетов подсчитали, что с начала весны продажа социальных товаров, таких как соль, сахар, мука и т.д., выросла практически на треть. Хотя эта категория не является для покупателей столь существенной и на нее приходится не больше 10% продаж. Кстати, насколько объективными сейчас являются цены на социально значимые продукты питания, в региональном секторе Госинспекции Украины по контролю за ценами прокомментировать не смогли.

Правда, сами торговцы отмечают, что, наряду с закупкой базовых продуктов, многие покупатели продолжают экономить. Так, по словам директора департамента закупок сети одного из донецких супермаркетов, на сегодня заметно снизился спрос, в целом, как на импортные, так и на отечественные товары, которые не являются стратегическими. К примеру, за последние несколько месяцев спрос на молочные продукты снизился на 15-30%, в зависимости от категории. Покупатели стали потреблять меньше продукции премиального сегмента, стараясь найти более дешевые заменители. В связи с этим производители обещают пока не повышать цены на готовую продукцию.

Экономят на молочке и «продуктах из села»

Примечательно, что за год молочная продукция в Украине подорожала на 5-10%. Скажем, стоимость литра молока в донецких супермаркетах перешагнула отметку в десять гривен. При чем производство этого продукта растет. По данным Министерства аграрной политики и продовольствия, в январе-марте 2014 года было переработано 2,1 млн. тонн молока, что на 2,1% больше, чем в 2013-м.

Помимо рынка молочных продуктов, покупательское стремление сэко­номить ощутили и продавцы «зеленых» продуктов, продажа которых сократилась больше, чем в половину. Похоже, приоритеты полезного питания отошли на второй план, что поставило на грань банкротства частных предпринимателей, вложившихся в открытие таких торговых точек на волне популярности экодвижения.

К примеру, в одном из магазинов формата «продукты из села» отмечают, что за последнее время продажи товаров упали примерно на 60–70%. Похожие проблемы переживают и другие магазины сети. Причина такого положения в том, что после повышения цен на товары первой необходимости приоритеты были расставлены сами собой.

Борьба за покупателя продолжается

Прогнозируя дальнейшие тенденции на рынке продуктов, ритейлеры ожидают, что спрос на более дешевые товары будет расти. В частности, ожидается перераспределение потребительского спроса в сегмент «средний минус». Чтобы удержать цены, а вместе с ними и покупателей, торговые сети будут вынуждены оптимизировать ассортимент и искать наиболее «сговорчивых» поставщиков. В одной из торговых сетей сейчас заняты активным поиском уже имеющихся на рынке Украины социальных товаров, которые ранее не пользовались большим спросом, но в нынешних экономических условиях могут вызвать интерес у покупателя.

Кроме того, продавцы продуктов намерены выбирать поставщиков и проводить регулярные тендеры на поставки с целью удержать рост цен на товары. В то же время в одном из супермаркетов с иностранными инвестициями отмечают, что не будут сокращать программы собственного импорта, а наоборот, будут его расширять, чтобы получить выгодно низкие цены. Насколько эффективной окажется такая стратегия, покажет время. Но пока, судя по всему, не все торговцы продуктов питания готовы предложить покупателю демократичную цену на свой товар.

Наталья ПИЛИПЕНКО
Вернуться назад