Станет ли тендер прозрачным?

Станет ли тендер прозрачным?Правительство подготовило новую редакцию закона о тендерах, в которой заложен прозрачный механизм проведения госзакупок. Предполагается, что принятие закона сделает невозможными коррупционные схемы в этой сфере и обеспечит рациональное использование бюджетных средств.

Правила игры – под сомнением

От производителей Донецкой области нередко звучат нарекания на нечестные правила игры в рамках проведения тендеров. Скажем, руководитель одного из крупных машиностроительных предприятий признается, что его продукции непросто одержать победу в таком конкурсе. «Случается, что в числе победителей оказываются фирмы, которые на самом деле не имеют ничего общего с производством машин и с производством вообще», – уточняет он.

Во всемирной сети также можно найти много нелестных высказываний о тендерах. Один из частных предпринимателей на своем сайте пишет: «В очередной раз убедился, что участие в разных тендерах или конкурсах, в большинстве случаев, – пустая трата времени. Поскольку цель любого конкурса или тендера – получить «на шару» максимальное количество идей. Организаторов мало волнует соблюдение ими же заявленных сроков, комфорт участников или выполнение взятых на себя обязательств…».

Не использовать без надобности

И, похоже, украинское правительство разделяет мнение производственников и готово поддержать тех, кто не утратил надежду на честную победу в тендере. На минувшей неделе на рассмотрение членов Кабинета министров была представлена новая редакция закона об осуществлении государственных закупок, в которой заложен прозрачный механизм их проведения. По словам первого вице-премьера Украины Виталия Яремы, принятие закона сделает невозможными коррупционные схемы в этой сфере и обеспечит рациональное использование бюджетных средств.

Речь идет о пятикратном сокращении случаев, на которые не будет распространяться действие закона и которые, соответственно, позволяют проводить закупки без проведения тендеров. Исключений останется всего 9 из нынешних 44, в их числе – закупка товаров, работ и услуг, которые являются государственной тайной, для проведения выборов и референдумов, связанных с операциями Нацбанка, или услуг, необходимых для обслуживания и погашения госдолга.

Кроме того, собираются сделать более прозрачной процедуру госзакупок государственными и коммунальными предприятиями и их «дочками». На сайте министерства (без дублирования в печатном издании) они будут публиковать отчеты о подписанных договорах. Кроме того, планируется раскрывать данные обо всех субподрядчиках, которых участник-победитель будет привлекать к выполнению работ (в объеме не менее 20% от стоимости договора). Хотя раньше информация о тендерах заканчивалась на победителе. Помогут ли эти меры достичь ожидаемого эффекта, станет ясно со временем.

Контракты ушли в тень

Процедура закупки у одного участника будет теперь называться переговорной процедурой закупки. По сути, она не будет отличаться от предыдущей, но будут пересмотрены и сокращены условия ее применения.

Напомним, в 2013 году объем госзакупок составил около 280 млрд. грн. Фактический объем средств, потраченных на закупки по процедурам и без них, составил 133 млрд. грн. по договорам 2013 года и 95 млрд. грн. – по контрактам, подписанным раньше.

Такие данные обнародованы на сайте Госслужбы статистики. При этом лишь треть из этой суммы прошла через открытые торги. Остальная часть – это договора либо по процедуре закупки у одного участника, либо вообще без процедур. В 2012 году эти суммы составляли соответственно 263 млрд. и 182 млрд. грн. Кстати, после принятия изменений в законодательство, которые позволили государственным предприятиям не публиковать в «Вестнике госзакупок» данные о закупках за собственные средства, в тень ушла половина контрактов.

Комментарий

Председатель Всеукраинского союза ученых-экономистов Александр Кендюхов:


– Считаю правильной идею сокращения случаев, в которых необходимо проведение тендеров. Уместно будет провести ревизию целесообразности их проведения, в первую очередь, для разных государственных учреждений, в том числе и вузов, поскольку им необходимо предоставить больше финансовой самостоятельности. Сейчас же ситуация такова, что для того, чтобы купить, скажем, пачку скрепок, гос­учреждению нужно объявлять тендер.

В итоге масса времени уходит на заполнение никому не нужных различных норм, отчетностей. На деле надо стремиться создать настолько простую систему государственных закупок, чтобы коррупционные возможности были сведены на нет.
Вернуться назад