Плательщик должен быть уверен в защите и безопасности предоставления отчетности в электронном виде

Плательщик должен быть уверен в защите и безопасности предоставления отчетности в электронном видеО том, какова роль электронных сервисов в работе территориальных органов Миндоходов в Донецкой области, что делается для того, чтобы обеспечить защиту информации налогоплательщиков, – комментарий начальника Главного управления Миндоходов в Донецкой области Вадима Бондаренко.

Территориальными органами Миндоходов в Донецкой области предоставляется около 100 видов административных услуг, на налоговом учете по состоянию на 01.01.2014 состоит почти 92 тысячи юридических лиц и 208 тысяч физических лиц-предпринимателей. На учете в Восточной таможне состоит 2,6 тыс. субъектов внешнеэкономической деятельности. За этой статистикой стоит весьма объемная ежедневная работа с информацией, получаемой от самих плательщиков, а также от других контролирующих и правоохранительных органов, органов местного самоуправления и иных внешних организаций. При формировании и обработке информационных потоков мы решаем комплексные задачи: начиная от постановки плательщика на учет и далее – его сопровождение, включая прием и обработку налоговой, финансовой и другой отчетности.

Информационный поток в нашей службе так велик, что без инноваций и информационных технологий не обойтись. На помощь приходят новые ІТ-проекты и программы. Среди них наиболее важны те, которые призваны экономить время налогоплательщиков и дать им возможность в он-лайн режиме получать информацию от органов Миндоходов.

Для качественного сервисного обслуживания плательщиков функционирует немало электронных сервисов: «Реестр плательщиков НДС», «Таможенная статистика», «Узнай больше о своем бизнес-партнере», «Электронная таможня», «Аккредитованный центр сертификации ключей», «Пульс», «Адреса массовой регистрации», «Электронная отчетность», «Проверка свидетельства плательщика единого налога», «База знаний», «Декларирование он-лайн».

Эти сервисы призваны сделать все для того, чтобы правовая оценка деятельности предприятий, предоставление консультаций, прием отчетности проходили с минимальным влиянием «человеческого фактора», а значит, без коррупционных рисков.

Сегодня 99% плательщиков НДС и почти 75% плательщиков налога на прибыль Донецкой области предоставляют налоговую отчетность в электронном виде. На Донетчине только в декабре 2013 года электронные ключи цифровой подписи получили бесплатно более 9 тыс. юридических и физических лиц.

Имея электронный ключ цифровой подписи, граждане и плательщики получают возможность составлять налоговые накладные в электронном виде, заполнять и направлять в налоговую инспекцию декларацию об имущественном состоянии и доходах через Интернет, получить справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам. И это все – дистанционно, без очередей и лишних бумаг.

Кроме того, граждане имеют возможность работать в электронном виде не только с контролирующими органами, но и друг с другом (составлять договоры, счета, акты с контрагентами, обмениваться налоговыми накладными).

Хочу отметить, что с 05.12.2013 введен в эксплуатацию еще один электронный сервис – «Электронный кабинет плательщика». Вход в «Электронный кабинет плательщика» осуществляется по адресу kpp.minrd.gov.ua либо по гиперссылке «Электронный кабинет плательщика» на веб-портале Министерства доходов и сборов путем авторизации с использованием личного электронного ключа цифровой подписи.

На сегодняшний день в «Электронном кабинете плательщика» внедрены следующие сервисы: «Отчетность», «Расчеты с бюджетом», «Налоговый календарь», «Учетные данные плательщика».

Сервис «Отчетность» обеспечивает пользователю возможность создания пакета налоговой отчетности (декларации с приложениями) либо импорта таких отчетов из бухгалтерских программ. Плательщик также может проверить созданную им отчетность на наличие арифметических ошибок, выбрать ГНИ, направить туда отчетность, получить квитанцию о ее принятии или непринятии.

Состояние своих расчетов с бюджетом по налогам, сборам (обязательным платежам) плательщик увидит на сервисе «Расчеты с бюджетом». Сервис «Налоговый календарь» напоминает пользователю о сроках подачи отчетности и уплате налогов, сборов (обязательных платежей).

В он-лайн режиме пользователь узнает об учетных данных, получает сведения из справочников о признаках доходов, признаках налоговых льгот и др.
То есть те админуслуги, для получения которых раньше граждане должны были приходить в налоговые инспекции или звонить по телефону, теперь предоставляются в электронной форме.

Возможности нашего общения с плательщиками через Интернет расширяются, и весьма естественно, что возникает вопрос о надежности защиты конфиденциальной информации. Миндоходов Украины сделало многое для того, чтобы усилить защиту электронной отчетности. С 1 января 2014 года Аккредитованный центр сертификации ключей ИСД Миндоходов перешел на использование двух усиленных сертификатов открытого ключа. Такой формат работы повышает защиту информации от несанкционированной модификации посторонними лицами, обеспечивает высокий уровень надежности и делает невозможной подделку ключей. Система предполагает, что каждый ее пользователь имеет свой секретный ключ для шифрования информации и соответствующий открытый – для ее расшифровки.

Таким образом, информационные технологии Миндоходов Украины, в основном, призваны улучшать качество обслуживания налогоплательщиков. Но, с другой стороны, современные ИТ выступают для нас как основной инструмент в борьбе с налоговыми преступлениями. Реализуя современные информационные проекты, объединив таможенную и налоговую ІТ-инфраструктуру, мы предотвращаем сокрытие доходов от налогообложения, прогнозируем поступление платежей в бюджет, проводим мониторинг операций в режиме реального времени.

Думаю, без преувеличения можно сказать, что будущее – за инновациями. Благодаря им фискальная составляющая в нашей работе потеряет свою значимость, а граждане и бизнес смогут убедиться в том, что налоговая и таможенная системы достаточно просты в применении, и информация, которой владеют органы Миндоходов, надежно защищена.

Информационно-коммуникационное управление ГУ Миндоходов в Донецкой области
Вернуться назад