Штрафное пополнение

Штрафное пополнение9.10.2013
В последние несколько недель Антимонопольный комитет Украины все чаще начал мелькать в прессе с громкими разоблачениями недобросовестной конкуренции и грозящими за это штрафами. Наиболее заметным стало намерение антимонопольщиков оштрафовать несколько торговых сетей на рекордные 10 млрд. грн. А вскоре после этого под штрафную раздачу попали автоимпортеры и дилеры.

Розничный сговор

Как сообщил заместитель председателя Антимонопольного комитета Рафаэль Кузьмин, согласно предварительным результатам расследования ситуации на розничном рынке, торговые сети использовали данные исследований «AC Nielsen» в целях координирования ценовой политики в отношении продуктов питания. Эти данные также позволили увеличить количество дополнительных услуг, которые им предоставляют поставщики, с 7 до 26 пунктов. «В итоге мы имеем повышение цены на 20-35%», — за­явил Кузьмин.

Расследование было начато

АМКУ еще в мае прошлого года. В ходе расследования ведомство запросило документы у сетей «Сильпо» и «Фора» (обе входят в Fozzy Group), «АТБ-маркет», «Auchan», «Фуршет», «Metro», «C&C», «Novus», «Караван», «Велика кишеня» и других. Всего на долю 18 компаний, в отношении которых велась проверка, приходилось 80% розничного рынка Киева (данные на сентябрь 2011 года).

В компании «AC Nielsen» заявили, что не видят оснований для каких-либо обвинений со стороны АМКУ. «Увеличение количества дополнительных услуг поставщиков никак не касается того, в чем нас обвиняют. Комитет же сделал вывод о схожести действий, а где здесь схожесть, если у разных сетей разное количество дополнительных услуг от поставщиков?» — отмечает топ-менеджер одной из крупных сетей. В другой сети топ-менеджер заявил, что «уровень наценок ритейлеры не меняли», а повышение цен связано с изменением закупочной цены у производителя.

Фиктивное соперничество?

Еще одним фигурантом антимонопольного разбирательства стали автоимпортеры и автодилеры. Антимонопольный комитет наложил штрафы на компании «Хюндай Мотор Украина» и «Паритет Моторс» в размере 50 млн. грн. и 27 млн. грн. соответственно за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции.

В 2011 году «Хюндай Мотор Украина» и «Паритет Моторс» подали отдельные заявки для участия в торгах на поставку грузовых автомобилей для ГП «Укрпочта». В ходе проведенного расследования АМКУ счел действия соперничающих компаний согласованными, что привело к победе «Хюндай Мотор Украина» без борьбы. Эта компания заключила с «Укрпочтой» договор на поставки автомобилей на сумму 2,29 млн. грн.

Как установил Антимонопольный комитет, компании имели «договор на согласование конечной стоимости автомобилей». Более того, по мнению ведомства, стороны предоставили «нетипично схожие по оформлению конкурсные предложения». Документы «Хюндай Мотор Украина» и «Паритет Моторс» «заверялись схожим нетипичным способом, в том числе нотариально». Еще одним поводом для подозрений в сговоре стало то, что для предложенных к конкурсу автомобилей «необходимо было произвести надстройки» у корпорации «Богдан», в то время как «Хюндай Мотор Украина» входит в состав корпорации. Впрочем, окончательное решение в расследовании принято после того, как были выявлены идентичные заготовки, шаблоны и даже опечатки при оформлении документов.

Некоторые склонны относить активизацию деятельности АМКУ к необходимости поиска дополнительных источников дохода для Госбюджета. Ведь если даже на компании будут наложены штрафы, то эти деньги пойдут в бюджет, а не на компенсации пострадавшим покупателям.

Однако и сам факт выплат еще неоднозначен. Штраф могут сократить, если компании признают себя нарушителями. Или же претензии АМКУ могут быть оспорены в судебном порядке. Например, не так давно похожее дело против российских антимонопольщиков выиграли сети по продаже бытовой техники.

Леонид НИКОЛАЕНКО
Вернуться назад