Новый закон ЖКХ: украинцы в ожидании кошмара

Новый закон ЖКХ: украинцы в ожидании кошмара

Увлекшись суетой президентских выборов, а затем эмоциональным обсуждением закона о языке, многие украинцы уже позабыли о другом, не менее скандальном законе «О жилищно-коммунальных услугах». Его последние пункты начинают действовать с 1 мая 2019 года и преподносят массу проблем и рисков самым социально незащищенным громадянам, и без того истерзанным бедностью и долгами.

О том, что это один из самых спорных и «тяжелых» для внедрения законов, красноречиво говорит история его принятия. Проект закона появился еще в 2015 году, как часть «реформ» тогдашней новой постмайданной власти – уже тогда душившей население тарифами и ставя людей в безвыходное положение. И не только потому, что ей самой так хотелось.

Наверное, уже давно не секрет, что наших «западных партнеров» сильно бесят «льготные» условия в жилищно-коммунальной сфере Украины. Во-первых, по тамошним меркам, мы платили сущие копейки за коммунальные услуги. И даже сейчас, после всех подорожаний, платим за них в 2-3 раза меньше, чем в Западной Европе и США. Правда, и зарплата у украинцев в 10 раз меньше, но уровень доходов восточноевропейских туземцев никогда не волновал Запад, его завистливые глаза видели одно: украинцы платят меньше, а это «недопустимо», нужно «реформировать»!

Во-вторых, более чем 90% населения стран бывшего соцлагеря (Украина, Россия, Польша, Румыния) живут в собственных домах и квартирах (этот процент меньше в столицах и больше в провинции). Это еще одно тяжелое наследие «тоталитарного режима», тоже изрядно бесящее Запад – где процент собственников намного меньше. Лишь во Франции он достигает 55%, а в Германии 47%: у французов работали программы массовой постройки социального жилья, а в Германии много чего осталось еще от ГДР. А вот в Швейцарии, Нидерландах, Дании менее 10% населения имеет собственную крышу над головой, но при этом арендную плату там считают важной составляющей экономики и стимулом «работать больше». В США доля собственников официально достигает 65%, но до половины «домовладельцев» не являются таковыми полностью, потому что они выплачивают ипотеку или их жилье заложено.

Поэтому одним из направлений украинских «реформ» в сфере ЖКХ стало приближение к «западным стандартам», то есть резкое увеличение коммунальных платежей и сокращение процента владельцев жилья. Первое закономерно приводит ко второму: погрязшие в долгах люди, в конце концов, будут вынуждены продать свои «халупы». В каких ночлежках они будут после этого жить или же вообще станут бомжами, Запад абсолютно не волнует – ни одна из рекомендованных им Украине «реформ» не ставила целью повышение уровня жизни простых украинцев. Ни одна!

Возможно, поэтому рассмотрение и принятие законопроекта затянулось до ноября 2017 года. Свою роль в его принятие сыграло лобби «винницких» (Гройсман, Рева, Кистион), которые еще несколько лет назад реализовали заложенные в этот закон идеи у себя в Виннице, в «отдельно взятом регионе». Речь идет как раз об управляющих компаниях (в частности, винницкая ООО «ЖЭО»), которые с помощью коррупционных и мошеннических схем обкрадывали винничан. Эту «коммунальную мафию» не разогнали только потому, что её создали стали главными союзниками и правой рукой президента Порошенко. А теперь, стараниями «винницких», новый закон о ЖКХ предусматривает создание таких компаний по всей Украине! Что это – попытка защитить и сохранить свой винницкий «коммунальный бизнес» на законодательном уровне, или же расширить его на всю страну?

Частично закон вступил в силу в июне 2018 года, частично его отложили до 1 апреля 2019-го. Формально, задержку объяснили «трудностями перехода на новые отношения» между владельцами квартир и управляющими многоквартирными домами. Прежде всего тем, что в качестве такого управляющего предусматривается «аттестованный менеджер-предприниматель» (как физическое лицо), а также юридические лица (управляющие компании или те же ЖЭКи).

Ну, предпринимателей, желающих заработать на управлении чужим имуществом, в Украине предостаточно. И не только заработать: как показала практика 28 лет «экономических реформ», зачастую управляющие чужим имуществом сначала банкротили его, а потом становились его новыми владельцами. Впрочем, этот прием стар, как мир: еще в раннем Средневековье сначала король назначал графов управителями областей, а потом они становились феодалами, отбирая у людей землю. И в этом состоит главная угроза нового закона для миллионов малоимущих украинцев.

Фактически, этот закон – только одна из ступенек «реформ». Сам по себе он выглядит не очень шокирующее, потому что предусматривает лишь введение посредника в лице управляющего многоквартирными домами. Казалось бы, ну и что?! Теперь вопросами содержания домов в городах будут заниматься «профессионалы», и украинцам внушают, что это благо. Однако давайте присмотрим на вопрос «ширше», окинем взглядом всю картину. Не напоминает ли она нам приватизацию начала 90-х, когда сначала трудовым коллективам раздали акции предприятий, а потом управляющие (директора) этих предприятий прибрали эти акции к своим рукам, став их единоличными владельцами? История всегда повторяется, в том числе история социально-экономических отношений. Кстати, именно из-за такой же угрозы массовой скупки земельных паев уж который год обоснованно продлевается мораторий на торговлю землей.

Что напрягает? Ранее вопрос обслуживания многоквартирных домов находился в ведении непосредственно ЖЭКов или ОСМД (как посредников между жильцами и ЖЭКАми). При всех недостатках такой системы, полномочия и ЖЭКов, и ОСМД ограничивались лишь темой ремонта крыш и стояков, да подметанием двора. Всё, далее они не имели никакого права переступать жирную красную черту абсолютной независимости и неприкосновенности частной квартиры.

Новый закон, создавая «управляющего многоквартирным домом» (физическое или юридическое лицо), наделяет его дополнительными полномочиями – которому он может злоупотреблять. А вот это уже тревожный звонок! Потому что, повторим, в Украине (и не только) любые полномочные управляющие всегда являются прямой угрозой для мелких акционеров и владельцев отдельных квадратов недвижимости. И данный закон был принят не в интересах жильцов-квартировладельцев, а исключительно ради «реформы ЖКХ», затеянной вовсе не для того, чтобы улучшить жизнь простых украинцев.

Теперь о прочих неприятностях, которые преподносит украинцам этот закон. Обратите внимания на права, которыми он наделяет рядовых домовладельцев: они полностью соответствуют «духу реформ», фактически громадяне имеют только право платить, платить и еще раз платить, ну и еще жаловаться (стонать). Причем, закон обязывает их платить по утвержденным государством и олигархами тарифам - и он ничего не говорит о том, что эти тарифы должны быть обоснованными, а не раздутыми в разы. То есть мы еще раз видим, в чьих интересах принимался этот закон.

Предоставляемое право выбора поставщика услуг, мягко говоря, выглядит издевательством. Одно дело, когда речь идет о ремонте труб – тут еще можно выбирать между ЖЭКом и частным сантехником. Но на централизованное отопление, газоснабжение, водоснабжение с канализацией и электричество у нас абсолютная монополия. Вот взять Киев: отопление – Киевэнерго, электричество – ДТЭК, вода – от Киевводоканала, и никакого выбора нет! Конечно, есть планы создать фиктивную конкуренцию: это когда тот же ДТЭК будет поставлять киевлянам электричество через 2-3 дочерние фирмы-посредника, якобы конкурирующие между собою. Афера? Нет, «реформа»!

Рынок коммунальных услуг это десятки миллиардов гривен ежегодно – лакомый кусок для акул капитализма! Он уже частично захвачен крупными олигархами (облгазы, облэнерго) и местными дельцами (водоканалы, ЖЭКи, «управляющие компании»), и они намерены серьезно расширить свой бизнес – высасывая из карманов украинцев еще больше денег. А новый закон им в этом будет помогать.

Он идет навстречу олигархам и в формировании коммунальных платежей, введя отдельную абонплату за само подключение к сетям отопления, водоснабжения, газа, электричества. Потребляешь или нет, а плати! Помимо абонплаты, он ввел (с лета 2018) и «вознаграждение за управление домами» (сейчас его получают ЖЭКи).

Украинцы, которые задолжают за коммунальные услуги, с 1 мая 2019 года будут выплачивать пеню в размере 0,01% в сутки. Вроде бы и немного, даже за год набегает всего около 3,7%, однако сам факт законодательного утверждения пени это уже тревожно – а что, если проценты потом увеличат? И потом, в стране, где долги населения за коммуналку уже превышают 70 миллиардов (тут одной пени за год набежит 2 миллиарда), нужно срочно бороться с причиной этих долгов, а не выбивать их пеней и судами.

Наконец, закон наделяет такими широкими полномочиями «управителей» и представителей коммунальных служб, что предусматривает различные санкции за «недопущение их в жилое помещение». Проще говоря, не открыли им двери – а они вам штраф или отключат газ! И тут тоже открывается самое широкое поле для злоупотреблений.

Причем, не будем забывать, что жильцы, с одной стороны, и «управители» с коммунальными службами с другой, изначально поставлены в неравное положение. У кого есть больше возможностей решать вопросы в судах, в органах власти? Не говоря уже о том, что тот же пример «винницких реформ» показал, что управляющие компании в некоторых случаях общались за содействием к ОПГ.

В общем, данный закон нельзя даже назвать «сырым» - он в принципе негодный, потому что совершенно однобоко защищает олигархические и государственные монополии, защищает интересы фирм и предпринимателей, ставя в невыгодное положение простых украинцев, владеющих квартирами и стонущих под спудом коммунальных тарифов. Возникает только один вопрос: отменит его команда нового президента? Или может, хотя бы изменит его самые острые пункты?

Тут можно было бы сказать «хочется надеяться», однако три года назад мы уже надеясь на то, что новое правительство Гройсмана исправит ошибки своих предшественников и отменит резкое повышение тарифов. А вместо этого Гройсман сразу же поднял стоимость газа и отопления еще вдвое! Поэтому у украинцев есть все основания бояться, что будет еще хуже!

from-ua.com
Вернуться назад