Цены диктует рынок

Цены диктует рынок
Эта аксиома рыночной экономики далеко не всегда идет на пользу рядовому потребителю. Сколько бы нас ни убеждали, что современные форматы торговли и развитие ритейлерских сетей направлены на сдерживание роста цен, в борьбе рынков и супермаркетов за формирование цен чаще всего верх одерживают первые.

Это касается прежде всего продуктов питания, поскольку именно в данном сегменте между торговыми сетями и рыночными лотками наблюдается наиболее высокая конкуренция. Однако здесь же берет свои истоки и отечественный парадокс, когда конкурентная среда зачастую играет не на понижение цены, а наоборот, дает возможность более эффективно опус­тошить кошелек покупателя.

Наиболее четко влияние рынков на стоимость товаров прослеживается во время сезонных или спекулятивных всплесков стоимости отдельных продуктов. Предприниматели, торгующие в лотках, максимально чувствительны к колебанию цен и нередко закладывают возможные риски в стоимость заблаговременно. Ярким примером тому - предпраздничные подорожания мяса, яиц, овощей и других продуктов. Четко проследить насколько велика роль производителя в изменении цены достаточно сложно. Более того, чаще всего львиная доля стоимости формируется при фасовке и переработке товара.
На одном из совещаний, посвященных проблемам сельскохозяйственного сектора экономики, глава Краснолиманского района Донецкой области Леонид Перебийнос привел весьма показательную статистику, согласно которой стоимость крупного рогатого скота при приемке его у населения в живом весе составляет 12 грн. за килограмм, а молоко селяне сдают по 2 грн. за литр. Ввиду этого возникает закономерный вопрос - насколько же должна быть энергоемкой переработка товара, его упаковка и услуги посредников, чтобы на прилавок он доходил по цене 50 грн. за кг говядины и 10 грн. за литр молока?

Интересно, что супермаркеты, одним из основных своих плюсов называющие оптовые отношения с поставщиками, очень часто весьма оперативно реагируют на ту же предпраздничную «рыночную» ситуацию, также повышая цены, хотя партия, идущая в реализацию, закупалась у поставщиков еще по «будничным» ценам. На самом деле - это наиболее простой и очевидный способ охоты на лишние гривны в бюджете рядовых украинцев, тогда как у торговых сетей их гораздо больше. Чего стоит, например, объявить скидку на не очень крупные яйца и чуть поднять стоимость муки и кондитерского декора накануне Пасхи. Не говоря уже об особеннос­тях расположения товара в торговом зале, направленных на то, чтобы вовлечь нас в покупку.
Согласно социологическим исследованиям, 51% украинцев покупают продукты питания на рынках, 45% — в небольших магазинах и гастрономах. Услугами гипер- и супермаркетов пользуется каждый третий соотечественник, а 6% - совершают покупки в ларьках и киосках. Среди посетителей рынков больше всего жителей запада Украины, завсегдатаи супермаркетов живут на юго-востоке Украины, а услугами небольших магазинов и гастрономов чаще других пользуется население центральной части страны.

«Рынок, на мой взгляд, в отношении цен более динамичен. Стоимость товаров, если речь идет об овощах, продуктах питания, которыми торгуют не оптовые базы, а поставщики, может меняться каждый день в зависимости от того, сколько продавцов в этот день на рынке и какой товар они представляют, - отмечает директор ООО «Славянкий рынок» Вадим Сухонос. – Кроме того, покупки на рынке более реалистичны. Приобретя товар, ты можешь сразу увидеть какого он качества, а расплатившись за него, четко представляешь себе, сколько у тебя еще осталось денег. А значит, можешь планировать, что приобрести сейчас, а что оставить на завтра. Тогда как в супермаркете, разгрузив тележку, ты получаешь общий счет, далеко не всегда такой, как рассчитываешь. Потому я люблю делать покупки на рынке, к тому же, если не лениться торговаться, то рыночный дисконт не пойдет ни в какое сравнение с супермаркетом», - отмечает он.

Как бы там ни было, но, несмотря на многолетнее и весьма стремительное развитие сетевого ритейла, в Украине продолжает диктовать условия рынок. Чего здесь больше: консерватизма у нас как покупателей или маркетинговых просчетов сетевиков, предпочитающих все же больше заработать за короткий период времени, чем ждать чуть более длинных денег за счет объемов продаж? Ответить на этот вопрос достаточно сложно. Однако пока коммерческие просчеты по гречке, сахару, овощам или бензину в основном ложатся на покупателей.

Денис ПЛОВИН
Вернуться назад