’’Прожорливая’’ зарплата

’’Прожорливая’’ зарплата
Очередное исследование структуры расходов населения Украины дало весьма неутешительный результат. Затраты более 65% украинских семей на продукты питания превышают 50% их семейного бюджета. В рамках среднеевропейского норматива находятся менее 6% домохозяйств, у которых на эту статью расходов приходится до 20% совокупного семейного дохода.

Согласно результатам исследования, шанс потратить на продукты питания менее половины совокупного дохода семьи имеют те, кто совместными усилиями зарабатывает более 5000 грн. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного IVOX Ukraine. Исследование проводилось методом онлайн-интервью. Выборка составила 1000 анкет. В компании отмечают, что статистическая погрешность исследования не превышает 3%.

Насколько показательным может быть подобное интернет-иссле­дование в масштабах всей страны, которая не полностью интегрирована во Всемирную сеть, трудно сказать. Однако специалисты отмечают, что в основном данные исследования похожи на правду. «Действительно, затраты большинства украинцев на продукты питания колеблются в пределах 50% от общего дохода, — говорит экономист ИГ «АРТ КАПИТАЛ» Олег Иванец. — С учетом того, что еще около 30% уходит на коммунальные и транспортные расходы, на остальные потребительские товары приходится очень мало».

Примечательно, что в сравнении с развитыми странами результаты опроса выглядят впечатляюще и не в пользу Украины. К примеру, показатель «прожорливости» зарплаты в 25% для стран ЕС уже сигнализирует о проблемах в экономике. Но необходимо делать поправку на то, что наша экономика относится к развивающимся.

«Для развивающихся стран показатель до 50% является, конечно, нежелательным, но пока неминуемым»,— отмечают аналитики. К тому же в структуре инфляции Украины продукты питания занимают 53,46%.

В главном управлении статистики Донецкой области не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть результаты интернет-опроса. По словам аналитического обозревателя управления Ларисы Гонтарь, на сегодняшний день данные исследования структуры расходов домохозяйств области за 2010 год еще не готовы. «Сравнивать же отдельные периоды с показателями за весь прошлый год некорректно, поскольку эти показатели во многом зависят от сезонных факторов: отопления осенью и зимой, подорожания овощей весной и так далее, – отмечает она. – Если же говорить о данных 2009 года, то, по нашим расчетам, при разделении всех домохозяйств на 10 групп, одна десятая часть – самые бедные – тратили на еду более 60%, тогда как 10% – самые богатые – расходовали на эти цели менее 40%. В их число как раз и входят те, кто попадает под европейскую норму.

Эта проблема не является уникальной для Украины, и чем меньше доход на душу населения, тем большая часть семейного бюджета тратится на первоочередные затраты.

С ростом эффективности экономики и продуктивности труда населения увеличиваются доходы домохозяйств и, как следствие, затраты на продукты питания в семейном бюджете падают. Но, учитывая то, что за последний год экономика Украины эффективнее не стала, рассчитывать на такое падение в скором времени не приходится.

При этом доля затрат на продовольственные товары в ближайшей перспективе вряд ли продемонстрирует рост. Во-первых, потому что она и так достаточна велика, во-вторых, при увеличении стоимости основных продуктов потребители склонны экономить, меняя приоритеты в пользу более доступных товаров.
При этом «средний класс» пострадает существеннее по сравнению с менее зажиточными согражданами за счет роста стоимости услуг, не связанных с потреблением напрямую.

«Семьи со средним доходом к концу года также столкнутся со второй волной увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, — уверена Евгения Ахтырко, аналитик компании Foyil Securities. — Для них это подорожание станет более заметным, чем для бедных, так как уровень доходов не окажется достаточно низким, чтобы они могли претендовать на жилищные субсидии».

Обозначенные перспективы будут довлеть над спросом на другие товары и услуги, поскольку увеличение затрат на первоочередные нужды оставит украинцам все меньше ресурсов на приобретение предметов не первой необходимости.

«Для всех «неосновных» потребительских товаров, в частности товаров длительного пользования, — уверен Олег Иванец. — Так же негативно это сказывается и на спросе на жилую недвижимость, ведь у людей нет денег покупать жилье даже в рассрочку».

Поэтому динамика рынка товаров длительного пользования будет напрямую зависеть от наращивания объемов кредитования. Видимых причин для сокращения кредитования населения нет, но, очевидно, так продлится до тех пор, пока у банков не появится более привлекательная альтернатива для использования накапливаемых ресурсов.

В целом, ситуация на продуктовом и непродуктовом рынке остается весьма неоднозначной. С одной стороны, производители и продовольственные сети негодуют по поводу активного регулирования уровней граничной рентабельности по широкому спектру товаров, с другой, сети, реализующие товары длительного потребления, остаются косвенно зависимы от объемов вливания кредитных ресурсов.

Евгений НОВИКОВ
Вернуться назад