Бюджет пошел в массы

Бюджет пошел в массыГосударственный бюджет Украины на 2014 год вступил в силу пос­ле опубликования в официальной прессе 21 января 2014 года. С чем придется жить и работать стране по итогам столь драматического бюджетного процесса?

В общем и целом

Ускоренная процедура принятия бюджета, которую он прошел в Верховной Раде, все же позволила внести в него около 300 поправок. Это привело к тому, что запланированный изначально дефицит бюджета вырос на 10,5 миллиарда гривен и достиг 71,56 млрд. грн., что составляет около 4,3% ВВП.

Доходы бюджета увеличены с 392,4 млрд. грн. до 395,3 млрд. грн. В свою очередь расходы заложены в объеме 462,21 млрд. грн. В обнародованном документе также указывается, что в нынешнем году страна должна вернуть 4,39 млрд. грн. долга, в том числе по общему фонду 1,41 млрд. грн., а взять правительство планирует соответственно 9,05 и 1,36 млрд. грн. Предельный размер государственного долга к концу года должен составить 585,48 млрд. грн по сравнению с 502,48 млрд. грн. на конец прошлого года. «На реализацию государственной программы активизации экономики предусмотрено предоставление госгарантий в 50 миллиардов гривен», – отметил премьер Николай Азаров.

На местном уровне

Сейчас в регионах началась активная работа по приведению местных бюджетов в соответствие с тем документом, который приняла Верховная Рада. В правительстве уверяют, что ключевым направлением бюджетной политики 2014 года в сфере взаимоотношений государственного бюджета с местными бюджетами является сбалансирование общегосударственных и региональных интересов.

Общий ресурс местных бюджетов по сравнению с 2013 годом увеличен на 9,8%, или 21,7 млрд. гривен. При этом инвестиционный ресурс местных бюджетов на социально-экономическое развитие территорий вырос на 3,4 млрд. грн. и составляет 16,2 млрд. гривен, сообщили в пресс-службе Министерства финансов Украины. Помимо этого госбюджет предусматривает компенсацию разницы в тарифах, которая загоняет в долги коммунальные предприятия на местах. Как государственное балансирование отразится на областном и городских бюджетах, мы узнаем в ближайшее время. Эти документы планируют утвердить до 31 января.

Населению и предпринимателям

В бюджете-2014 предусмотрено снижение налога на прибыль с 19% до 18%. Но при этом бизнесу следует учитывать необходимость повышения минимальной зарплаты (с 1 июля она составит 1250 грн., с 1 октября – 1301 грн.). Прожиточный минимум повысится с 1 июля до 1207 грн., а с 1 октября – до1256 грн.). Выплаты пособия малообеспеченным семьям и семьям с детьми-инвалидами увеличат на 22%, а общий ресурс местных бюджетов в сравнении с 2013-м – на 15 млрд. На 70-140 грн. вырастут стипендии для студентов, на 13-15% – пенсии по возрасту, на 15-20% – средняя зарплата. Заложены в бюджет шесть миллиардов на компенсацию вкладов Сбербанка.

Неоднозначные прогнозы

С одной стороны, чиновники в правительстве, комментируя госбюджет, обещают увеличение поддержки агропромышленного сектора. На развитие животноводства, по данным Минфина, в 2014 году из госбюджета будет выделено 900 млн. грн. против 650 млн. грн. в 2013 году. При этом более чем вдвое, до 201,8 млн. грн., увеличена поддержка различных мероприятий в АПК, в частности, на программы по сохранению и увеличению поголовья крупного рогатого скота, компенсацию процентной ставки по кредитам, развитие обслуживающих сельскохозяйственных кооперативов и др. Минфин также сообщил, что в 2014 году государственная поддержка виноградарства, хмелеводства и садоводства повышена в 7 раз по сравнению с 2013 годом – до 700 млн. грн. На приобретение техники в лизинг из бюджета в текущем году планируется выделить 192 млн. грн., в том числе 140 млн. грн. – из общего фонда. Вместе с тем в министерстве подчеркнули, что в 2014 году будет сохранена система налогообложения в сельском хозяйстве, благодаря чему, по подсчетам Минфина, аграрии получат льготы на сумму более 20 млрд. грн.

Однако аналитики отмечают, что общая сумма средств, выделенных на господдержку АПК, не увеличилась, а сократилась примерно на 9% .

Недостаточным называют также финансирование сферы здравоохранения, на которое выделили 61,3 млрд. Между тем, согласно рекомендациям ВОЗ, эффективная работа системы здравоохранения может быть обеспечена, если расходы на нее составляют не менее 5% ВВП (для Украины – примерно 82,6 млрд.). Еще в более сложной ситуации окажется наука, которой дали лишь 0,27% ВВП вместо предусмотренных законодательством 1,7%.

Эксперты считают, что нынешний вариант бюджета вряд ли будет окончательным. Но его наличие необходимо для нормальной работы государства. «Что бы ни заявляли лидеры оппозиции, для простых украинцев лучше, чтобы госбюджет был, чем отсутствовал. Теперь, когда госбюджет принят, можно нормально финансировать заработную плату бюджетникам и выплату пенсий. То, что запланировано повышение различных соцвыплат, обусловлено тем, что следующий год предвыборный. Рост ВВП в три процента – вполне реальный. Тут влияние имеют три фактора: восстановление отношений с Россией, налаживание контактов с Китаем, а также то, что в бюджет заложено усовершенствование налогообложения», – сказал президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Очевидно, что бюджет еще будет корректироваться или по итогам первого квартала, или же во втором полугодии.

Леонид НИКОЛАЕНКО
Вернуться назад