Александр Клименко: Держать доходы в тени становится все менее целесообразно

Александр Клименко:  Держать доходы в тени становится все менее целесообразноПродолжается работа над реформированием налогового законодательства, с одной стороны, предусматривающая ликвидацию налоговых дыр в сфере интернет-торговли, в офшорах, на рынке «мусорных» ценных бумаг, а с другой – направленная на формирование понятной и прозрачной налоговой системы. Об этих инициативах рассказал глава ГНС Украины Александр Клименко.

Когда ГНС подаст окончательный текст налоговой реформы в Кабмин? Есть мнение, что до выборов ему не дадут ходу, а после выборов у другой команды может сложиться противоположное мнение относительно подобных изменений.

В ближайшее время его не подадут, потому что еще идут консультации с бизнесом. Как говорил Авраам Линкольн: «Если бы у меня было шесть часов на то, чтобы срубить дерево, четыре из них я бы потратил на заточку топора». Мы ориентируемся на эти четыре часа и никуда не спешим, горизонт нашего планирования – минимум восемь лет, поэтому нужно понимать, что бизнес думает по данному поводу.

Пока не пройдет тщательное и реальное обсуждение, законопроект не будет вноситься ни в Кабмин, ни в Верховную Раду. Например, представители горно-металлургического комплекса говорят, что налог с оборота в размере 3% для них слишком велик, они хотят 1,5%. И мы вместе ищем оптимальную модель.

Вы рассматриваете дифференциацию ставки налога с оборота по отраслям?

Нельзя всех ставить в одинаковые условия и нельзя спешить в таких вопросах. Мы должны четко выверить с бизнесом свои шаги, чтобы не допустить аналога «шоковой» терапии. Но есть новации, которые сегодня являются более актуальными. Речь идет о законопроекте, представленном в Кабмин в среду. Он предусматривает усиление контроля над подакцизными товарами, упрощение регистрации плательщиков НДС в электронном виде, снижение ставок единого налога для 5-й и 6-й групп плательщиков и другие моменты, необходимые для упрощения процедуры администрирования налогов.
Одна их самых радикальных и спорных норм реформы — снижение нагрузки на фонд оплаты труда. Почему вы считаете, что произойдет детенизация зарплаты? Ведь в противном случае это приведет к коллапсу пенсионной системы.

Мировой опыт показывает, что снижение ставок налогов не приводит к уменьшению сборов. Что мы видим в Украине? Есть небольшой рост промышленности, отсутствие инфляции, и вместе с тем задекларированные суммы налога на прибыль растут, даже несмотря на снижение ставки с 23 до 21%. Если сравнивать год с годом, то увидим рост более чем на 1 млрд. грн. С доходами физлиц примерно такая же ситуация. Сегодня все понимают, что есть проблема зарплат в конвертах и высокие налоги на фонд оплаты труда. Если возьмем ближнее и дальнее зарубежье, то по ставкам НДС и налога на прибыль мы вполне конкурентны, но по нагрузке на фонд оплаты труда — нет. Значит нам, чтобы решить проблему, необходимо побудить бизнес выплачивать «белую» зарплату — это увеличит поступления в Пенсионный фонд.

В ГНС заявляли, что совместно с Нацбанком будут создавать преграды для незаконного вывода в офшоры и страны с льготным налогообложением до $10 млрд. ежегодно. Какие преграды созданы и каковы результаты?

Специалисты налоговой службы по итогам анализа грузовых таможенных деклараций определили, что общий объем «непрямого» экспорта составляет 187,9 млрд. грн. Через третьих лиц (посредников) поставляется 52,4% экспортируемых из Украины товаров. Из них 13,8% проходит через офшорные зоны. Только в металлургии удельный вес операций с использованием третьих лиц превышает 75% от общих объемов поставок черных металлов. Через посредников прошло 64,7 млрд. грн. Наиболее пораженным «посредничеством» оказался зерновой рынок, где 98% экспортных операций (на 30 млрд. грн.) осуществляется при участии третьих и часто связанных между собой предприятий. Мы работаем с крупными финансово-промышленными группами, показываем им их схемы, прямые и непрямые контакты, завышенный импорт. Но для комплексного решения проблемы необходимы законодательные изменения.

Горизонт нашего планирования — минимум восемь лет. Мы должны понимать, что бизнес думает о реформировании налоговой системы. И только после тщательного обсуждения принимать закон.

Чем закончилось уголовное дело интернет-магазина «Розетка», как возник интерес к сегменту?

Мы должны отвечать реалиям времени и заполнять пробелы в администрировании налогов, возникающие в связи с быстрым развитием новых отраслей экономики, таких как интернет-торговля. Если пять лет назад объемы торговли через Интернет были незначительны, то сегодня это полноценные субъекты хозяйствования с приличными оборотами. Мы видим риски неуплаты налогов на этом рынке, что признают и его участники. «Розетка» четко показала: риски, о которых мы говорили, подтвердились. Она заплатила по своим обязательствам перед государством в полном объеме, признала собственную неправоту, продолжает работать, и у нас больше нет к ней претензий. Чтобы избежать потерь бюджета и обеспечить покупателям гарантии безопасности, мы предложили обязать интернет-магазины применять кассовый аппарат и выдавать потребителю чек.

Налоговики совместно с компанией R&B выявили факторы, влияющие на качество инвестиционного климата в Украине. Что вам дала такая информация?
Для нас это обратная связь, понимание того, что тревожит бизнес, чтобы принять меры и решить проблемные вопросы. Например, бизнес беспокоил вопрос возмещения НДС, мы начали активно отдавать старые долги. Предприятия получают возврат НДС по суммам до 1 млн. грн. без задержек, работает система автоматического возмещения. Благодаря исследованию мы увидели, что бизнес волнует проблема администрирования налогов. Начали менять законодательство. Хотели предприниматели 5-ю и 6-ю группу, хотели годовую декларацию по прибыли — вопрос решили. Сейчас проводится очередное исследование, чтобы посмотреть, как бизнес отреагировал на внедренные инновации, и что еще необходимо усовершенствовать.

Украинский союз промышленников и предпринимателей опросил своих членов, и более 63% респондентов поставили под сомнение факт преобразования налоговой службы из фискальной в сервисную.

А я вижу наоборот, что 37% опрошенных признали наш путь преобразования из фискальной в сервисную службу. Это как посмотреть: стакан наполовину полный или пустой. Мы начали реализацию нашей новой стратегии только в 2012 году. Поэтому я благодарен тем 37%, которые уже признали улучшения.
Вернуться назад