Основные методы оценки эффективности сотрудника

Ответ на вопрос развивается ли бизнес и насколько успешно, получить достаточно просто. Есть несколько ясных критериев: увеличение товарооборота, выручки в день, среднего чека на одного клиента, прибыли, прирост клиентской базы, узнаваемость бренда и масштабирование. Информация для анализа и выводов есть в ежедневной финансовой и управленческой отчетности. Спланировать и спрогнозировать развитие сложнее.

Как оценить эффективность персонала

Реализация любого бизнес-плана напрямую зависит от правильно подобранного персонала. Если сотрудник не вовлечен в деятельность, его компетенции не соответствуют занимаемой должности, недостаточно опыта или мотивации, то деятельность компании будет не столь успешной, как хотелось бы. Как оценить эффективность работающего сотрудника?

Аудит рабочего времени персонала

Результативность труда напрямую зависит от эффективности использования рабочего времени сотрудником, а также от оптимально организованного рабочего процесса. В идеале, работодатель покупает ежедневно 8-10 часов специалиста и рассчитывает, что вложенные деньги принесут максимальную отдачу. В реальности, ситуация складывается несколько иначе. Все исследования компаний, которые специализируются на методах повышения производительности труда, дали приблизительно одинаковые результаты: от 15% до 45% рабочего времени расходуется впустую.

К поглотителям времени на рабочем месте относят:

  • Личные коммуникации сотрудников, как между коллегами, так и переписку в мессенджерах, по почте или в социальных сетях, личные разговоры по телефону.

  • Отсутствие на рабочем месте: перекуры, перекусы, чаепития, прогулки, затянувшиеся обеденные перерывы.

  • Посещение он-лайн ресурсов: интернет магазинов, сайтов туристических агентств, новостных порталов, чтение блогов, книг, и даже просмотр кино и сериалов в рабочее время.

  • Низкая квалификация сотрудника: человек, который выполняет обязанности, не соответствующие его компетенции, затрачивает на выполнение задачи на 30-70% больше рабочего времени, нежили его опытный коллега.

  • Не оптимально организованный рабочий процесс в компании: долго и сложно найти наименование товара в базе или на складе, для получения согласования решения необходимо сделать несколько телефонных звонков, функционал сотрудников дублируется на разных этапах процесса.

Определить эффективность организации рабочих процессов и рациональность использования сотрудниками рабочего времени можно с помощью аудита рабочего времени. Во время проведения аудита независимым проверяющим составляется, так называемая, фотография рабочего дня. По этой «фотографии» работодатель сможет узнать, сколько по времени занимают те или иные рабочие процессы у разных сотрудников, чем занят работник в течение дня, определить загруженность персонала и сделать соответствующие выводы. Для того, чтобы результаты проверки были максимально достоверными и показательными, анализ использования времени рекомендовано проводить на протяжении 1-2 недель.

Оценка компетентностей сотрудника

Компетенция – это набор профессиональных и личностных качеств сотрудника, способностей и мотиваций на момент оценки. Например, к компетенциям относится «мотивация к» или «мотивация от». Работника, обладающего «мотивацией к» можно стимулировать к работе постановкой более сложных задача, перспективами карьерного роста, самореализацией, обучением, премированием. Другими словами, достижения – это то, что мотивирует сотрудника в работе. Человек с мотивацией «от» нацелен на избегание. Например, избегание штрафов и депремирования, выговоров, бесед о неудовлетворительном качестве его работы, конфликтов и новых заданий. Он будет хорошо справляться с работой по заданному алгоритму. Чем быстрее и лучше, он это сделает, тем с большей вероятностью избежит не желаемых для него действий.

Оценить компетенции можно с помощью:

  • анкетирования;

  • деловой игры, коучинговой, психологической или ролевой;

  • тренинга;

  • тестирования;

  • метода «360 градусов» - опрос руководства, коллег и подчиненных о выбранных компетенциях оцениваемого человека.

Таинственный покупатель

Суть метода заключается в том, что эффективность работы персонала оценивается с точки зрения потребителя. Для чистоты получаемых данных для исследования привлекается сотрудник профильной компании, например МТП. Тайный покупатель оценивает качество обслуживание по заранее разработанному сценарию с акцентом на ключевые факторы поведения персонала:

  • клиентоориентированность;

  • компетентность;

  • умение выявить потребности клиентов;

  • соблюдение корпоративных стандартов;

  • навыки продаж.

Детальнее с методикой можно ознакомиться тут.

Цели оценки персонала

  1. Мотивационная. Определив уровень эффективности, можно принимать управленческие решения о премировании и депремировании персонала, о способах мотивации для того или другого работника.

  2. Информационная. Выявить зоны развития для каждого сотрудника, определиться с планом обучения.

  3. Административная. Полученные данные важны для принятия решений о повышении или увольнении сотрудника, ротации, введении корпоративных норм, формирования KPI.

Любой бизнес развивается в связке со своим персоналом и от того, способны ли сотрудники постоянно совершенствоваться и повышать свою эффективность зависит процветание и прибыльность компании.

Как оценить восприятие бизнеса потребителем

Для начала нужно понять, в какой точке своего развития бизнес находится сейчас и куда хотелось бы прийти. Но этого недостаточно. Это взгляд изнутри, который может кардинально отличаться от видения потребителей. А именно от них зависит, взлетит новая идея или нет. Как узнать, что думают клиенты о вашей деятельности сейчас? Чего ожидают от вас в будущем? Какие факторы для них ключевые, а на что пользователь никак не отреагирует, несмотря на вложенный внушительный бюджет?

Для этого существует проверенные маркетинговые методики исследований поведения потребителей:

  • анкетирование;

  • глубинное интервью;

  • телефонные опросы;

  • фокус группа.

Компания «Мир Тайных Покупателей» с 2008 года проводит такие исследования для представителей бизнеса на рынке Украины и за рубежом. При внедрении каких-либо инноваций на предприятии, МТП советует проводить фокус группы, так как при открытом групповом обсуждении с потенциальными потребителями лучше всего можно выявить достоинства и недостатки идеи или продукта. Детальней о проведении исследования можно прочитать на сайте компании mtp.biz.ua/focus-group.

Вернуться назад