Григорий Репин: Проблема эффективной деятельности предприятий в недостаточном финансировании

Григорий Репин: Проблема эффективной деятельности предприятий в недостаточном финансированииВ соответствии с Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» коммунальная собственность является материальной основой местного самоуправления, а важным инструментом формирования и поддержания этой основы является наличие в собственности громад имущества, земли, предприятий, учреждений, организаций, способных приносить доход.

О достижениях и проблемах управления коммунальной собственностью – в интервью с председателем постоянной комиссии Донецкого областного совета по вопросам коммунальной собственности Григорием Репиным.

Григорий Александрович, насколько велик перечень объектов, которые находятся в собственности территориальных громад области? Что это за объекты?
В общей собственности территориальных громад, находящейся в управлении Донецкого областного совета, находится 308 учреждений и организаций и 31 коммунальное предприятие. Эти объекты расположены на всей территории Донецкой области и охватывают практически все отрасли: жилищно-коммунальное хозяйство («Донецктеплокоммунэнерго», «Компания «Вода Донбасса»), здравоохранение, социальная защита (больницы, санатории (ДОКТМО, областная травматологическая больница, дома ребенка), детские спортивные школы, учреждения образования и культуры и другие.

Хочу отметить, что право управлять частью объектов делегировано облгос­администрации. Отраслевые управления предоставляют в областной совет информацию о деятельности этих учреждений, согласовывают с нами кандидатуры на должность руководителей, вносят предложения по отчуждению имущества, находящегося на балансе этих учреждений, и по оптимизации их деятельности.

Непосредственно в управлении областного совета находятся 14 коммунальных предприятий, а также 5 региональных ландшафтных парков. Два предприятия – «Облэлектротранс» и «Новомихайловское сельскохозяйственное управление» находятся в стадии ликвидации.

Какие проблемы являются первоочередными в вопросах управления коммунальной собственностью?

Думаю, что никого не удивлю, если скажу, что основной проблемой эффективной деятельности предприятий, учреждений коммунальной собственности является недостаточность финансового обеспечения. Но большинство субъектов коммунальной собственности имеют социальную направленность, их основной задачей является оказание социальных услуг, т.е. они изначально бесприбыльны и финансируются из областного бюджета. Это – лечебные учреждения, школы, интернаты для детей, одиноких граждан, инвалидов и др.

Но есть в нашей собственности и те коммунальные предприятия, которые могут быть не только самоокупаемы, но еще и пополнять доходную часть областного бюджета. К сожалению, на сегодняшний день говорить о высокой рентабельности некоторых предприятий не приходится.

От чего зависит финансовый успех коммунального предприятия? Влияет ли на это кадровая политика областного совета?

Конечно, многое зависит и от личности руководителя, как и в любой отрасли. Областной совет серьезно подходит к подбору руководящих кадров. Но есть и другие факторы. В частности, это необходимость вложения средств в модернизацию, внедрение современных технологий, а иногда и просто капитальный ремонт помещений. Так, для некоторых наших предприятий основным источником дохода является предоставление нежилых помещений в аренду. Но когда потенциальный клиент приходит осмотреть помещения и видит протекающую крышу и трещины в стенах, то, естественно, он пойдет искать другого арендодателя. А за собственные средства осуществить ремонт предприятия не в состоянии.

В чем вы видите выход из такой ситуации?

Поиск источников финансирования. Конечно, сразу напрашивается вопрос: зачем нам предприятие, которое требует финансовой поддержки? Однако, во-первых, ликвидация предприятия не такой уж легкий и быстрый процесс, а во-вторых, зачем ликвидировать предприятие, если при некоторой финансовой поддержке оно может стать конкурентоспособным на рынке и приносить прибыль? Приведу пример.

Когда был создан областной детско-молодежный санаторно-оздоро­витель­ный комплекс «Перлина Донеччини», его реконструкция и обустройство финансировались из областного бюджета. На сегодняшний день это современная круглогодичная детская здравница, где не только оздоравливаются дети, но она вышла на самоокупаемость и теперь приносит прибыль.

То есть, эта финансовая поддержка предприятий – из областного бюджета?

В некоторых случаях, к сожалению, – только из бюджета. Но областной совет старается нацеливать предприятия на поиск инвесторов. В апреле текущего года депутаты приняли Порядок разработки, утверждения и контроля выполнения программ развития коммунальных предприятий, в соответствии с которым предприятия должны исследовать рынок для одного или нескольких видов своей деятельности и сделать прогноз спроса на продукцию (услуги).

Это поможет нам выявить тенденции и перспективы развития предприятий.

Кроме того, программа развития предприятия предусматривает разработку коммерческих инвестиционных проектов с привлечением заемных средств, грантов, благотворительных пожертвований, поступлений от государственно-частного партнерства. Некоторые коммунальные предприятия, например, международный аэропорт Донецк им. С.С. Прокофьева, «Донецктеплокоммунэнерго», «Компания «Вода Донбасса» и другие при разработке программ развития воспользовались этой нормой и планируют использовать собственные ресурсы либо привлекать средства из внебюджетных источников.

За счет каких поступлений от деятельности предприятий, учреждений и организаций общей собственности пополняется областной бюджет?

Во-первых, это поступления от арендной платы за пользование имуществом, от отчуждения, в том числе приватизации объектов общей собственности.
Так, на 1 декабря 2013 года от арендной платы в областной бюджет поступило свыше 5,5 млн. грн., что более чем на 800 тыс. грн. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это связано с увеличением количества заключенных договоров аренды. От отчуждения имущества – около 310 тыс. грн.

Во-вторых, это налог на прибыль предприятий коммунальной собственности, учредителем которых является областной совет. За 9 месяцев 2013 года бюджет области пополнился более чем на 32 млн. грн.

В-третьих, в 2012 году областной совет принял Порядок отчисления в общий фонд областного бюджета части чистой прибыли (дохода) коммунальными предприятиями общей собственности территориальных громад сел, поселков, городов, находящейся в управлении областного совета, согласно которому наши коммунальные предприятия отчисляют в бюджет 5% части чистой прибыли. За 9 месяцев текущего года в областной бюджет от этого вида дохода поступило свыше 2 млн. грн.

Какую роль играет постоянная комиссия при составлении и реализации программ приватизации объектов общей собственности?

Программа приватизации принимается областным советом на сессии. Перечень объектов, предлагаемых к приватизации, составляется по предложению коммунальных предприятий, департаментов и управлений облгос­администрации, которым делегировано право управления объектами общей собственности. Как правило, это объекты, которые не используются по назначению и расходы на их содержание – а это охрана, оплата коммунальных услуг, поддержание зданий и сооружений в удовлетворительном состоянии – превышают потенциальные доходы. В программу приватизации на 2013-2014 годы включено 5 объектов.

Наша комиссия предварительно рассматривает проект программы, вносит свои замечания и предложения. Если есть возражения по какому-либо объекту, его могут исключить из программы приватизации. Областным советом полномочия по приватизации объектов делегированы Региональному отделению Фонда государственного имущества, которое периодически информирует областной совет о ходе приватизации.

На чем постоянная комиссия будет делать акцент в следующем году?

В 2014 году постоянная комиссия планирует продолжить работу по рассмотрению вопросов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности коммунальных предприятий, находящихся в управлении областного совета, назначения на должность и продления контрактов руководителей коммунальных предприятий и других насущных проблем.

Я надеюсь, что работа нашей комиссии и в дальнейшем будет содействовать эффективному управлению коммунальной собственностью на благо территориальных громад Донецкой области.

В завершение хочу поздравить всех жителей Донецкой области с наступающими праздниками и пожелать им здоровья, благополучия и успехов!
Вернуться назад