Рыночные условности «Укрпочты»

Рыночные условности «Укрпочты»Несмотря на развитие информационных технологий, почта продолжает играть достаточно важную роль в жизни донетчан. Нередко случается так, что незначительные изменения в ее работе становятся предметом для обсуждения среди населения. О последних новшествах и спорных моментах в работе почты читателям «Жизни» рассказал руководитель Донецкой дирекции ГП «Укр­почта» Николай Дремов.

Николай Петрович, последние несколько лет «Укрпочта» все больше внедряет новые виды услуг. С чем связана столь активная работа по привлечению потенциальных клиентов и насколько успешна такая стратегия?

Активный поиск новых, интересных потребителю видов услуг обусловлен в первую очередь ситуацией на рынке. Прежде всего, стоит отметить, что ГП «Укрпочта» уже давно не является монополистом на рынке, как это любят повторять наши конкуренты. Фактически единственными видами деятельности, где мы еще сохраняем монопольное положение, являются выпуск почтовых марок и доставка простой письменной корреспонденции. Что же касается доставки посылок, то на рынке действует еще масса служб доставки. Пенсии мы доставляем примерно 30% пенсионеров, остальные пользуются услугами различных банков, получая ее на карточки. Доставкой подписных периодических изданий занимается помимо почты также ряд частных агентств.

При этом данный рынок услуг значительно сузился с 11 млн. экземпляров разового тиража газет в советское время до 1,8 млн. экземпляров в первом полугодии 2013 года. Причем если два года назад в Донецкой области было всего 60 населенных пунк­тов, где жители не выписывали ни одного издания, то сейчас их число достигает 300.

Естественно, что в таких условиях мы вынуждены бороться за потенциальных клиентов, привлекая их новыми видами услуг. Например, конкурируя с банками по доставке денежных переводов, мы в то же время активно внедряем у себя в отделениях такие виды услуг, как кредитование, прием депозитов и страхование. Особенно это актуально для сельской местности, где поблизости нет отделений банков. В результате отделение почты становится центром деловой и общественной активности на селе.

Не так давно появилась информация о том, что часть населения вынуждена будет платить дополнительную комиссию при оплате некоторых коммунальных услуг в отделениях связи. Действительно ли это так и в чем причина подобного шага?

Речь идет о платежах за электроэнергию. И мы, со своей стороны, прилагаем все усилия, чтобы населению не пришлось платить лишнего. К сожалению, в этом процессе далеко не все зависит от нас, поскольку инициатором пересмотра условий приема платежей за электроэнергию стала компания «ДТЭК Донецкоблэнерго».

На протяжении нескольких лет мы сотрудничали с ними, обеспечивая энергопоставляющей компании сбор платежей в городах и селах области, получая при этом в качестве компенсации за проделанную работу 2% от собранных сумм. Однако 27 июня 2013 года Донецкая дирекция «Укрпочты» получила письмо, подписанное руководителем «ДТЭК Донецкоблэнерго». В нем компания отмечала, что не имеет претензий к качеству наших услуг, но, ввиду возникшей у них необходимости, вынуждена разорвать с нами договор. Фактически это означает, что для того, чтобы компенсировать теперь затраты на прием и обработку документов об оплате за электро­энергию, мы вынуждены взимать эти 2% дополнительно уже с населения. Это создает массу неудобств. Во-первых, чисто психологически жители области не готовы платить дополнительные комиссионные, оплачивая и без того постоянно дорожающую электроэнергию. Причем претензии по поводу дополнительной комиссии, естественно, предъявляют нам. Мало того, компания даже распространила сообщения о том, что введение комиссии – это инициатива «Укрпочты»! На мой взгляд, подобные действия по отношению к клиентам и партнерам вообще недопустимы. Во-вторых, мы теперь не можем нормально принимать платежи по единым книжкам, что всегда было удобно для населения. Сейчас же приходится просить их выносить оплату электроэнергии отдельным платежом. В то же время с Ощадбанком они продолжают работать на прежних условиях.

Мы пытаемся найти компромисс с «ДТЭК Донецкоблэнерго», однако предлагаемый ими вариант – выплачивать нам 3% от собранных платежей только в сельской местности, не решает проблемы. Ведь городское население все равно будет вынуждено платить комиссию. А объемы платежей в сельской местности не позволят окупить те затраты, которые мы несем на их обработку.

Я все же надеюсь, что здравый смысл восторжествует и нам удастся найти удобное для всех, а не только для энергетиков, решение данной проблемы. Тем более что мы, со своей стороны, готовы развивать сотрудничество. Нами подготовлены предложения для «ДТЭК Донецк­облэнерго» по доставке их счетов за электроэнергию непосредственно адресатам, оказанию содействия при снятии показаний электросчетчиков и так далее. Теперь дело за ними.

Что касается тарифов на ваши услуги, не планируется ли их повышать в ближайшее время?

На сегодняшний день рассматривается необходимость повышения стоимости доставки периодических изданий. Данный тариф не менялся в течение нескольких лет, однако рост заработной платы, стоимости энергоносителей, топлива и так далее, привел к тому, что данный пересмотр стал необходимостью. «Укрпочтой» разработано предложение увеличить тариф на 40%. Однако этому воспротивились издатели. Пока что ведется обсуждение. Каким в итоге будет рост, 30% или 10% или вообще не будет, пока непонятно. Однако подписная кампания стартует в третьей декаде сентября. И мы надеемся, что к этому моменту уже будет внесена ясность, и готовимся оформлять подписку для ваших читателей.

Скажите, учитывая сложные рыночные условия, а также большую социальную значимость работы почты, особенно в сельской местности, не стоит ли вопрос о государственной поддержке предприятия?

В большинстве государств почта является государственным предприятием, как и в Украине. К вопросу поддержки ее подходят по-разному. Например, в США существует дотация на содержание почтовых отделений в сельской местности. В Израиле существует такая форма, как госзаказ: неработающих пенсионеров там обязывают получать пенсию через почту, тем самым формируя доходную часть бюджета предприятия за счет увеличения количества клиентов. У нас же наоборот – Пенсионный фонд всячески стимулирует пенсионеров переходить на банковские карты. Я понимаю его руководство. Оно экономит деньги, что при условии дефицита в Пенсионном фонде вполне объяснимо. Однако мы при этом несем потери. Так что на данном этапе говорить о полноценной господдержке предприятий почтовой связи в Украине пока нельзя.

Максим СТРЕЛЕЦКИЙ
Вернуться назад