Сергей Атаманенко: Угледобыча должна быть комфортной

Сергей Атаманенко: Угледобыча должна быть комфортной
Руководитель Горловского «Спецуглемаша» рассказал «Жизни» о том, как предприятие, заработав репутацию надежного партнера горняков в деле ремонта, начало создавать машины собственного производства и успешно продвигать их на рынке региона. И не только.

Очередной технический прорыв

Сегодня ЧАО «НПП «Спецуглемаш», объединившее под своим крылом лучших конструкторов, специалистов машиностроительной Горловки, уверенно заявляет о себе как о перспективном производителе техники для углепрома. В заводских цехах полным ходом идет не только ремонт горношахтного оборудования, но и создаются абсолютно новые машины, которые уже работают на шахтах таких крупных промышленных компаний, как «Метинвест», ДТЭК, «Донецксталь» и т.д.

При этом, в отличие от многих других машиностроителей, коллектив «Спецуглемаша» ориентируется исключительно на внутренний рынок, до недавнего времени у завода даже не было валютного счета. Этот факт говорит о многом: в первую очередь, о его независимости от нестабильного спроса со стороны российских и других зарубежных потребителей, а также о конкурентоспособности горловских машин в Украине.

Очередным техническим прорывом, кроме производства известной механической крепи, Горловского машзавода стала разработка проходческой буропогрузочной машины МПБП2, которая позволяет своевременно вести на шахтах подготовительные работы и в итоге иметь большой уголь. Заводчане выпустили уже пять экспериментальных машин, которые работают в «Краснодонугле», шахтоуправлении «Покровское», на угольных предприятиях ДТЭК. Вскоре машиностроители собираются перейти к серийному производству.

Идея с картинки

- Идея создания российского аналога проходческой буропогрузочной машины у нас возникла в прошлом году, - говорит Сергей Атаманенко, - в ходе участия в выставке «Уголь Майнинг» в «Эксподонбассе». Мы внимательно изучили представленную там технику и заметили, что именно этой машины, традиционно выпускаемой Копейским заводом, не было. Она лишь изображалась на плакате в качестве рекламы одной украинской торговой компании, поставляющей зарубежное оборудование.

Со временем конструкторам, имеющим большой опыт работы на машзаводах и в отраслевых институтах Донбасса, была поставлена задача унифицировать, создать ее аналог, более тщательно адаптировав к условиям угольных предприятий Украины. И задание было успешно выполнено. Кстати, заводом был создан собственный, более совершенный сварной редуктор для машины, который абсолютно ремонтопригоден.

Кроме того, совместно с МакНИИ и ООО «Донбассэлектромотор» разработана своя магнитная станция управления. А главное, запчасти к ней можно приобрести в Горловке. Каждый месяц «Спецуглемаш» выпускает три проходческие буропогрузочные машины. Сейчас в сборочном цехе выполняют очередной заказ для шахтоуправления «Покровское». А основной заказчик, компания «Метинвест», имеющая в своем составе и угольные предприятия, недавно выступила с инициативой усовершенствовать МПБП2, оснастив ее еще и анкерным оборудованием.

Таким образом, горловские машиностроители на своем примере показывают, что все необходимое горношахтное оборудование можно выпускать в угольном регионе. Хотя в последнее время некоторые шахты покупают комбайны, крепь, к примеру, чешского производства. Но их могут сделать и машиностроители Донбасса.

Интересно, что когда «Спецуглемаш» заявил о своем намерении выпускать аналог российской машины в тогдашнем Министерстве угля, там не поверили в силы горловского предприятия. Но время показало, что прежнее руководство Минуглепрома недооценило его возможности. А недавно Министерство энергетики и угольной промышленности Украины вышло на «Спецуглемаш» с предложением подписать контракт о поставке семи проходческих буропогрузочных машин на государственные шахты.

Практически вечные

В свою очередь, российские горняки заинтересованы в покупке стоек для поддержания штрековых выработок, производимых «Спецуглемашем». В свое время монополистом в их выпуске был один из донецких производителей. Но после прекращения их изготовления приобретение стоек стало проблематичным для украинских и российских шахтеров. С учетом сложившейся ситуации и потребностей углепрома, горловские машиностроители смело наладили производство собственных стоек и успешно заняли пустующую нишу на рынке.

Не забывают на предприятии и о внедрении ноу-хау. Известно, что на «Спецуглемаше» давно совместно со столичным Институтом им. Патона освоена технология наплавки нержавеющей проволокой с твердостью поверхности 380-450 единиц. Она позволяет увеличить ресурс мехкрепи до очередного капремонта. К тому же на предприятии начали выполнять такую наплавку внутри цилиндров и плунжеров, что делает стойки практически вечными.
По мнению руководителя «Спецуглемаша» Сергея Атаманенко, тот факт, что по решению Кабмина в 2012 году для поддержки углепрома будет выделено 6,9 млрд. грн., говорит о переоценке отношения к углю в лучшую сторону, как к главному энергоносителю, залогу надежности и стабильности ТЭК страны. И очень важно, чтобы его промышленная добыча была безопасной и максимально комфортной. Для этого горловские машиностроители готовы предлагать шахтерам конкурентоспособную технику и ее качественный сервис.

На заводе убеждены, что залог их успеха заключается не в серийном производстве, а в индивидуальном подходе с учетом потребностей той или иной шахты. И здесь главное - правильно составить техническое задание, где прописаны все нюансы и детали.

Наталья ПИЛИПЕНКО
Вернуться назад