Конкуренция украинского угля

Конкуренция украинского угля
В ряде всеукраинских СМИ представлено видение концепции и основ стратегии модернизации угольной промышленности народным депутатом Украины Ефимом Звягильским.

Ставка - на строительство
За 20 лет независимости, как отмечает Ефим Звягильский, отрасль претерпела немало реформаций. Но, начиная с программы “Уголь” (1994 г.), все они были направлены в основном на достижение максимума добычи угля. В каждой очередной программе отмечались причины невыполнения предшествующей: старение шахт, износ основных фондов, усложнение горно-геологических условий, рост стоимости материалов и оборудования, услуг и тарифов, недостаточное и несвоевременное финансирование и т. д. и т. п.
Расчеты балансов потребности страны в угольной продукции отсутствовали. Концептуальные преобразования, как правило, не намечались, а если намечались, то выполнялись не полностью. С годами подобные отрицательные факторы накапливались.

Исходя из задач, стоящих перед экономикой государства, народный депутат Украины предлагает такую концепцию: “путем коренной модернизации нынешнего шахтного фонда и строительства новых мощных угледобывающих предприятий создать отрасль, которая полностью обеспечит страну конкурентной угольной продукцией”.

Концепция должна претворяться в жизнь одновременно по нескольким направлениям эволюционным путем, в сроки, выходящие за рамки “Программы экономических реформ Украины на 2010 – 2014 годы”, руководствуясь принципами, в числе которых технические меры, обеспечивающие необходимый рост добычи угля и производительности труда, а также снижение себестоимости, повышение уровня безопасности труда и производства с использованием всех известных способов и технических средств, изменение отношений собственности путем приватизации максимально возможного числа убыточных шахт, правовое, кадровое, научное обеспечение и другие меры.

Строительство мощных шахт взамен выбывающих, как отмечает Ефим Звягильский, – одно из важных стратегических направлений модернизации отрасли – при меньшем числе предприятий станет основой обновления шахтного фонда угольной отрасли. Это направление стратегии – мера объективно необходимая. Совет по изучению производительных сил НАНУ прогнозирует, что, например, уже в ближайшее время из числа действующих должны быть выведены 26, а затем – до 2030 года – еще не менее 12 шахт.

Нужна «шахта будущего»

Необходим специальный Закон “О строительстве новых и закрытии выбывающих шахт”, регламентирующий порядок и процедуры инициирования строительства новых шахт, проектирования, согласования и утверждения проектов, требования к финансовому обеспечению строительства. В нем следует предусмотреть, в частности, кто и каким образом должен выступать заказчиком нового строительства? Кто, каким образом, за счет каких средств должен закрывать после отработки запасов негосударственные шахты? Для закрытия шахт, которые эксплуатировались в разное время различными собственниками, следует привлекать средства бывших собственников пропорционально объемам угля, добытого каждым из них. Целесообразно разработать эталонный проект “шахты будущего” с рекомендациями о содержании всех разделов конкретных проектов, о мерах по технике безопасности, автоматизированном управлении (а не только учета) технологическими процессами и т.п.

Реконструкция шахт в Украине из-за отсутствия финансовых средств уже более четверти века не ведется, хотя такая форма модернизации может быть проведена на любом угольном предприятии, где это экономически целесообразно, с учетом финансовых затрат и сроков их окупаемости, особенно без остановки шахты или снижения добычи. Положительный опыт подобной реконструкции есть. Коллектив шахты им. А. Ф. Засядько, введенной в эксплуатацию в 1952 году, постоянно расширял производственные возможности технологических звеньев, внедрял технические новинки и средства техники безопасности, наращивал добычу угля, увеличив производственную мощность предприятия по сравнению с проектной более чем в три раза. Это, по сути, новое предприятие является убедительным примером кардинальной модернизации, которому может последовать любая шахта.

Не все убыточные шахты, несмот­ря на намечаемые меры, одновременно перейдут в частную собственность, потому господдержку тех из них, которые не будут переданы под закрытие, следует временно сохранить, устранив нынешние недостатки и установив ответственность за выполнение бизнес-планов, положенных в основу определения величины господдержки на техническое переоснащение, и внедрить экономические принципы выделения средств на частичную компенсацию затрат по себестоимости. В этой связи необходимо ускорить принятие разработанного ИЭП НАНУ проекта Закона “О государственной поддержке (субсидировании) угольной промышленности”. Он предусматривает создание экономических условий для равноправной рыночной конкуренции разнорентабельным по объективным условиям угледобывающим предприятиям, в частности установление шахтам, нуждающимся в господдержке, стабильной ее величины на предстоящие 3—5 лет, и одновременно возможность наделения отдельных шахт оперативной временной финансовой помощью.

Зарплата: в 10 раз больше

Мнение, что передача шахты в частные руки сама по себе способна вывести ее в число рентабельных, не всегда оправдано. Примеров ухудшения после приватизации показателей работы предприятий любых отраслей немало. Поэтому следует уделить внимание и такой форме хозяйствования, как аренда коллективами работников государственных шахт их целостных имущественных комплексов как способа эволюционного перехода от государственной к частной собственности. Аренда может позволить реально оценить намерения и возможности коллектива.

В последнее время в стране повысилось внимание и к таким формам хозяйствования, как концессия и частно-государственное взаимодействие. Однако в законодательной базе есть серьезный пробел: участие предприятий как объектов права и их профсоюзных объединений в договорном процессе не предусмотрено. Это может привести в дальнейшем к конфликтным ситуациям.

И о зарплате. Она должна позволять любому наемному работнику при нормальных затратах труда иметь жилье, нормально питаться, поддерживать здоровье, содержать семью, воспитывать детей, помогать престарелым родителям, обеспечивать свою безбедную старость. К такому уровню номинальной заработной платы, которая должна быть минимум в 10 раз выше нынешней, необходимо неуклонно стремиться во всех сферах. Но не за счет административного ее повышения, а за счет непрерывного роста производительности труда, достигаемого коренной модернизацией всех отраслей и сфер народного хозяйства. Только после решения этой проблемы процесс модернизации на современном этапе может быть признан завершенным.

Ольга ЕВСЕЕВА
Вернуться назад