География октанового числа

География октанового числа
Топливный рынок продолжает преподносить сюрпризы. Серьезные проблемы с бензином, которые начали ощущать наши традиционные экспортеры топлива – Россия и Белоруссия, некоторые игроки рынка тут же использовали, чтобы припугнуть нас возможным дефицитом и тем самым обосновать подорожание. Однако, как считают эксперты, хотя топливо и продолжит постепенно дорожать, дефицит его нам пока не грозит.

Российский феномен

В России в 2010 году было добыто 505 млн. тонн нефти (больше всего в мире), но в конце весны текущего года многие регионы страны ощутили серьезный топливный голод. Интересно, что среди крупных нефтедобывающих стран самые высокие цены на бензин именно в России.

Так, стоимость 1 литра бензина Аи-95 за в нефтедобывающих странах в 2010 году (в переводе на наши деньги) составила: Венесуэла – 13 коп., Туркменистан – 19 коп., Иран – 67 коп., Ливия – 1,76 грн., ОАЭ – 3,46 грн., Азербайджан – 4,05 грн., Казахстан – 5,07 грн., Россия – 7,33 грн.

На прошлой неделе все громче стали раздаваться призывы глав регионов к Москве с просьбой хоть как-то разрешить проблему дефицита бензина. Глава правительства Республики Тува направил телеграмму на имя министра энергетики РФ Сергея Шматко, в которой попросил главу федерального ведомства оказать содействие в решении проблемы обеспечения горюче-смазочными материалами. В столице Тувы введены ограничения на объем продажи бензина, который почти повсеместно продается только по талонам.

Так, стоимость 1 литра бензина Аи-95 в нефтедобывающих странах в 2010 году (в переводе на наши деньги) составила: Венесуэла – 13 коп., Туркменистан – 19 коп., Иран – 67 коп., Ливия – 1,76 грн., ОАЭ – 3,46 грн., Азербайджан – 4,05 грн., Казахстан – 5,07 грн., Россия – 7,33 грн.

На прошлой неделе все громче стали раздаваться призывы глав регионов к Москве с просьбой хоть как-то разрешить проблему дефицита бензина. Глава правительства Республики Тува направил телеграмму на имя министра энергетики РФ Сергея Шматко, в которой попросил главу федерального ведомства оказать содействие в решении проблемы обеспечения горюче-смазочными материалами. В столице Тувы введены ограничения на объем продажи бензина, который почти повсеместно продается только по талонам.

Заместитель председателя правительства РФ Алексей Кудрин назвал следующие причины дефицита: «Российские нефтяные компании увеличили поставки бензина на экспорт и сократили его продажу внутри страны. Их интересует только личная прибыль!» В свою очередь вице-премьер Игорь Сечин считает, что проблема гораздо глубже. Основная причина бензинового кризиса, по его словам, – это состояние нефтепереработки в России в целом.

Для исправления ситуации власти обсуждают конкретные решения: «создание независимого переработчика, создание или покупка на рынке нефтеперерабатывающих мощностей», которые можно было бы использовать для процессинга нефти для малых и средних компаний. Некоторые эксперты полагают, что нынешние проблемы на российском топливном рынке могут быть использованы для перераспределения влияния на нем от крупных частных компаний к небольшим предприятиям под контролем государства. Однако для этого необходимо время. Пока же, не имея возможности напрямую воздействовать на частных неф­тяников, российское руководство подкорректировало руководящий состав государственной «Роснефти».

По словам же производителей, основная причина такого несоответствия уровня добычи и цен заключается в государственной политике. Президент «Лукойл» Вагит Алекперов считает, что повышение цен на топливо связано с тем, что увеличилась налоговая акцизная нагрузка на нефтепродукты.

Белорусские очереди и украинские последствия

Непросто обстоят дела и у еще одного крупного поставщика бензина в Украину – Белоруссии. Там со вчерашнего дня резко подорожало топливо. Накануне на заправках выстроились длинные очереди желающих заправиться по старым ценам.

Причин тому несколько. С одной стороны, девальвация белорусского рубля не могла не сказаться на стоимости товаров и услуг. С другой – у наших соседей с начала мая остановился один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов – Мозырский НПЗ. По официальной версии – плановый ремонт, но существует мнение, что причина остановки может быть вызвана проб­лемами поставки нефти из той же России.

Остановка Мозырского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) тут же стала поводом для пересудов. По словам исполнительного директора ООО «ТНК-ВР Коммерс» Феликса Лунева, НПЗ России и Беларуси, благодаря льготной цене нефти в нынешнем году, беспрецедентно увеличили экспорт своей продукции в Украину. Лунев отметил, что в январе-апреле 2011-го поставки нефтепродуктов из государств Таможенного союза составили 80% всего импорта топлива в нашу страну.

В марте доля светлых нефтепродуктов из Беларуси на украинском рынке достигла 40%, а дизельного топлива — 50%. В этой ситуации остановка Мозырского НПЗ, по мнению Лунева, может стать критической для Украины.

Эксперт считает, что ситуацию усугубляет нестабильность на российском топливном рынке, в частности, планы тамошних властей по ограничению экспорта нефтепродуктов ради борьбы с очередями на заправках.

Директор же консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн придерживается противоположного мнения. «Нефтепродуктами рынок обеспечивают три внутренних производителя, а также импорт из десяти стран. Поэтому мне сложно представить ситуацию, при которой может возникнуть дефицит», — считает он. Заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев соглашается, что серьезных негативных последствий на украинском топливном рынке ждать не стоит.

По его словам, Мозырский НПЗ не останавливается полностью, а только уменьшает производство на 50%. Но на эти два месяца второй белорусский НПЗ — Новополоцкий (ОАО «Нафтан») – увеличит выпуск бензина. Правда, из-за транспортной составляющей продукт Новополоцкого завода будет дороже для нас на 10–15 долларов за тонну. Украинские нефтетрейдеры в свою очередь отметили, что, готовясь к приостановке Мозырского НПЗ, заранее сделали запасы топлива и заключили дополнительные контракты с поставщиками из Польши, Литвы, Венг­рии и Румынии. Что, однако, не помешает им, воспользовавшись сумятицей на рынке, повысить цены на топливо.

В Объединении операторов рынка неф­тепродуктов Украины уверены, что дефицит топлива в нашей стране может быть вызван лишь двумя факторами. Во-первых, это реализация инициатив по поддержке отечественной нефтеперерабатывающей отрасли (импортные пошлины, квотирование, лицензирование и т. д.), что автоматически ограничит конкуренцию на рынке, и, во-вторых, ужесточение государственного регулирования цен.
Вернуться назад