Землю — крестьянам?

Землю — крестьянам?

Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, который упрощает доступ граждан к землям сельскохозяйственного назначения, находящимся в государственной и коммунальной собственности. Авторы разработали правила бесплатной передачи государственной и коммунальной земли отдельным категориям лиц, работающим в селе, и новый механизм земельных торгов для организации фермерского хозяйства. Позволит ли это уничтожить коррупцию при выделении земли и увеличить доходы местных бюджетов?

Единоличнику на заметку


Один из авторов проекта, народный депутат Андрей Вадатурский, считает: единоличникам должно быть выгодно открывать фермерские хозяйства и платить хотя бы минимальные налоги. При этом процесс оформления нужен максимально простой, ведь не каждому под силу продираться сквозь дебри разрешительных документов.

На данный момент бесплатно приватизировать 2 га земли для ведения личного хозяйства может любой гражданин Украины. Новый закон снижает эту планку до 1 га. Государство или территориальная община смогут предоставить землю только представителям социальной сферы (работники культуры, врачи и фармацевты, учителя) — настоящим или бывшим, проживающим в этих населённых пунктах.

Получить участки смогут также участники войны, АТО, ликвидаторы аварии на ЧАЭС, их семьи, то есть лица с особыми заслугами перед государством. А ещё — собственники построек и сооружений сельскохозяйственного назначения, которые расположены на земельном участке.

Юристы в целом благосклонно приняли документ, но с оговоркой: основных подводных камней, связанных со злоупотреблениями в земельной сфере, он всё же не устраняет. Круг претендентов на бесплатную землю сужается, но… Ведь могут выделить участок формально одним людям, а по факту им будут распоряжаться совсем другие.

Уточнить и ужесточить


Эксперты советуют уточнить и по возможности ужесточить требования к кандидатам. Например, установить минимальный стаж работы, дающий право на получение участка. Иначе можно, как со служебным жильём, упереться в то, что, поработав несколько месяцев и получив землю, человек просто уволится.

Не прописан в документе и порядок использования преимущественного права на получение земли, — а это тоже риск произвола чиновников. Порой земельные участки приватизируют для перепродажи или передачи в долгосрочную аренду, при этом меняя целевое назначение. И эту опасность законопроект не учитывает.

Запрет на отчуждение такой земли на 7 лет, по сути, не улучшает картину. Схемы, помогающие де-юре приватизировать землю, чтобы позволить третьей организации распоряжаться ею по своему усмотрению, никуда не пропали. Доход у работников социальной сферы в сельской местности, к сожалению, невелик. Дополнительные средства не помешают, а вот как они будут добыты — от обработки полученной земли или от её передачи кому-то, — неизвестно. Нужны механизмы контроля.

Что предлагают фермерам


Эта категория столкнётся с похожими ограничениями после получения земли в аренду на земельном аукционе с правом последующего выкупа. Так, фермерам предлагается брать землю в аренду на 7 лет для целевого использования (для многолетних насаждений, животноводства, овощеводства, выращивания органической продукции, хранения и переработки) и на 25 лет — для закладки садов. Процесс передачи регулируется квази-аукционами. В них смогут участвовать только те фермерские семейные хозяйства, у которых в земельном банке не больше 20 га земли в собственности. Один лот — не больше 5 га.

После истечения 7 (25) лет можно будет продлить аренду на тот же срок или выкупить участок в рассрочку за 20 лет. При этом фермер может бесплатно приватизировать надел площадью в 2 га.

Десятикратные гарантии


Глава парламентского подкомитета по вопросам земельных отношений Олег Кулинич уверен, что сократить число злоупотреблений поможет увеличение гарантийного взноса для участников земельных торгов. Известны схемы, когда аукцион выигрывает участник, предложивший заоблачную цену аренды, но потом просто отказывается её платить. Авторы законопроекта предлагают повысить гарантийный взнос в 10 раз.

Важно, что органы местного самоуправления, которые распоряжаются земельными участками, не имеют права отказать в продлении срока их аренды, если арендатор должным образом выполняет свои обязанности. Это поможет тем, кто уже работает на этой земле, защитить своё преимущественное право на продление договора аренды, а также минимизирует опасность злоупотреблений со стороны властей.

Запрет на передачу прав на земельные участки третьим лицам (кроме сервитутов и наследования) предусмотрен и для тех, кто получает землю на аукционе. Кое-кого это настораживает, ведь простор для манипуляций остаётся. Но слишком уж такой путь заковырист, считают эксперты.

Важно и то, что все отягощения и ограничения относительно использования земельного участка будут устанавливаться органами государственной или местной власти и должны будут регистрироваться в государственном земельном кадастре. Его управление обяжут контролировать весь процесс передачи и использования земель и при нарушениях инициировать прекращение действия договора аренды.

Подождём второго чтения?


Цель, поставленная законодателями, весьма амбициозна: увеличить количество семейных фермерских хозяйств, создать новые рабочие места, уменьшить коррупцию в сфере земельных отношений. Есть и дальнейшие планы развития семейного фермерства, ориентированного на органическое земледелие, нишевые культуры, животноводство, овощеводство, садоводство и виноградарство. Теперь на повестке дня — разработка изменений в Земельный кодекс и законы «Об аренде земли», «О фермерском хозяйстве», «О государственном земельном кадастре», «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество».

Остаётся подождать второго чтения документа и посмотреть, насколько изменится текст прогрессивного в целом закона.

Zavarnik
Вернуться назад