Ценообразующая урожайность

Ценообразующая урожайность
Цены на многие продукты питания напрямую зависят от урожайности зерновых. Как ни странно, фермерам выгоднее собрать меньше, нежели спешно продавать хороший урожай за бесценок.

Украинский сельскохозяйственный рынок столь нелогичен, что для его описания подходят исключительно парадоксальные выражения в духе Оскара Уайльда. Скажем, понять, почему цены на продукты питания, в частности хлеб, растут при плохом урожае и не снижаются, когда собран очень хороший урожай, невозможно.

Вариант №1: хороший урожай

В Украине после хорошего урожая цены на зерно буквально обрушиваются (о том, что это происходит не без участия компаний, закупающих зерно, мы, ввиду отсутствия решений Антимонопольного комитета, говорить не будем). Соответственно, затраты хлебопеков на приобретение зерна существенно снижаются. Тем не менее, прикрываясь низкой рентабельнос­тью и даже убыточностью, производители хлебобулочных изделий цены на товар не снижают.
Более того, хлебопеки уверены: цены необходимо увеличивать. «Нужно отпускать цены. Почему, когда супермаркет печет хлеб, у него буханка стоит недешево, а мы не имеем права поднять стоимость выше 4 грн. Очень обидно, что кто-то зарабатывает на буханке по 200-300%, а мы сидим на пятипроцентной рентабельности и пытаемся развиваться», – рассказала корреспонденту «Жизни» председатель наблюдательного совета славянского ЧАО «Хлеб» Наталья Скиданова.

В последнее время, кроме опыта предыдущих лет, появились и более осязаемые предвестники существенного снижения цен. Скажем, закупочные цены на большую часть зерновых снизились на 25-35%.

Трейдеры объясняют свои действия возросшими расходами на уплату новых пошлин (9-12% от стоимости товара), недавно введенных правительством.
Подорожание же топлива, например, никого не волнует. В профильном министерстве стабильно рекомендуют одни и те же меры уже много лет: не продавать зерно сейчас (когда закупочные цены находятся на низком уровне), а создавать запасы, которые можно будет сбыть в случае улучшения рыночной конъюнктуры.

Совет, конечно, хороший и правильный, только для большинства селян он значит не больше, чем благие пожелания. Сельские труженики не от хорошей жизни продают свою продукцию при первой же возможности. Часто денег не хватает даже на проведение уборочной. Не говоря уже о том, что собственных хранилищ у подавляющего большинства селян попросту нет.

Вариант №2: плохой урожай

Поскольку погодные условия летом не были оптимальными, урожай может оказаться существенно ниже, чем ожидали.
Если урожай действительно будет плохим, – это, с одной стороны, означает, что трейдеры не обвалят цены. И все же считать сие благом – также неправильно. Старая истина: хлеб – не то, что в поле, а то – что на столе, в данном случае неприменима, ведь часть фермеров продают зерно задолго до того, как оно созреет. А прог­нозы урожайности еще в начале лета были гораздо выше, и, значит, фермеры заключили соглашения о продаже зерна на больший объем, чем смогут собрать.

Также нужно учитывать, что часть урожая останется на полях. «Обеспеченность сельхозпредприятий техникой составляет только 50%, а более 60% зерноуборочной техники старше 20 лет. В этих условиях с каждым годом будут падать показатели урожайности. К примеру, в 2008 году, когда урожайность была рекордно высокой, учитывая наши технологические показатели, мы потеряли 7 млн. тонн зерна, или 1,4 млрд. гривен… », – рассказал директор Украинского научно-исследовательского института прог­нозирования и экспертизы техники и сельскохозяйственного производства им. Л.Погорелого Владимир Кравчук.

Уже сегодня известно, что существенно снизится урожай гречки и гороха, хотя ранее прогнозировался их рекордный урожай. Словом, время полюбить китайскую гречневую крупу или затосковать по отечественной гречке у украинцев еще будет.

Иван БУХТИЯРОВ
Вернуться назад