Посевная дорожает

Посевная дорожает
Надежды на то, что новый урожай, основу которого аграрии закладывают именно сейчас, сможет обуздать стремительный рост цен на продукты питания, похоже, могут не оправдаться. По оценкам Украинской аграрной конфедерации (УАК), посевная в целом по стране в текущем году подорожает как минимум на 5 млрд. грн., что неизбежно отразится на стои­мости сельхозпродукции этой осенью.

Столь пессимистичный прогноз основывается на том, что накануне посевной значительно возросли в цене основные составляющие, обеспечивающие ее успешный ход.

По данным проекта «Агроэффективность» Украинского клуба аграрного бизнеса, стоимость минеральных удобрений возросла на 50%, топлива – на 29%, семян – на 45%, зарплата – на 24%. Соответственно, по оценкам экспертов данной компании, только себестоимость зерна возрастет уже не на 13%, а на 28%.

По словам представителей профильных ассоциаций, удельный вес топлива в себестоимости продукта в Украине растет из года в год на протяжении всего периода независимости. «Каков удельный вес ГСМ в себестоимости производства? Очень и очень большой, – говорит Николай Сторожук, глава Ассоциации фермеров Украины. – Когда я начал заниматься фермерством в 1992 г., тогда одна тонна дизтоплива стоила 3 тонны пшеницы, сейчас – 11 тонн».

С одной стороны, компенсировать увеличение себестоимости продукции могла бы высокая урожайность. Однако хронический дефицит оборотных средств у аграриев, особенно в разгар посевной, и недоверие к дорогостоящим кредитным программам значительно ограничивают возможности селян по вложению средств в повышение урожайности. Поэтому в нынешних условиях велики риски, что сельхозпроизводители будут вынуждены экономить как на количестве минудобрений и топлива, так и на качестве семян.

Меры, предпринимаемые правительством, пока воспринимаются аграриями неоднозначно. Например, программа, по которой предусматривалось, что Шебелинский ГПЗ будет поставлять ежемесячно сельхозпроизводителям до 12 тыс. т дизельного топлива и 10 тыс. т бензина А-76 по 7,7 и 7,9 грн. за 1 литр, может забуксовать по причине их низкого качества.

«Я не рискну заправлять импортные комбайн и трактора этим топливом. Слишком дорого они мне дались, я ведь только недавно закончил выплачивать долларовый кредит за технику, обошедшуюся мне втриторога. А теперь мне из-за низкого качества бензина тратиться еще и на ремонт и замену фильтров? Нет уж», – делится проблемами Александр Ковалев, руководитель одного из фермерских хозяйств Константиновского района.

Еще одна компания – по заключению форвардных контрактов между трейдерами и селянами на закупку зерна, только стартовала. Как сообщили нам в Главном управлении агропромышленного развития Донецкой областной государственной администрации, в регионе как раз ведется активная работа по информированию аграриев о деталях форвардных закупок. Многие ли согласятся на нынешние условия, пока неизвестно. Основным преимуществом форвардных контрактов является то, что аграриям предоставляется возможность получить 50% стоимости зерна заранее. Однако, по словам фермеров, на этом пути есть масса подводных камней. По опыту прошлых лет они констатируют, что форвардные деньги нередко приходят не весной, в разгар посевной, когда они так нужны, а уже в июле, когда начинается реализация нового урожая. Кроме того, заключение таких контрактов неизменно связано с необходимостью страхования урожая.

«А после того, как мне все нервы вытрепали в страховой, когда у меня пшеница вымерзла и ничего не заплатили, я вообще не хочу с ними связываться. Какие только причины не придумывали, лишь бы деньги не платить», – говорит о наболевшем наш собеседник.

«У меня есть большие сомнения в том, что многие наши фермеры пойдут по пути заключения форвардных контрактов. Люди уже давно научились считать и успели набить немало шишек на таких программах. Однако подорожание посевной в целом – это тревожный сигнал, ведь в конечном итоге это отразится на будущем урожае и на стоимости сельскохозяйственной продукции. Что будет, если фермер внесет меньше удобрений, чем рассчитывал, или, чтобы сэкономить бензин, вместо двух междурядных обработок проведет одну? Это означает снижение урожайности и качества», – отметил председатель Донецкой областной ассоциации фермеров и частных землепользователей Григорий Демьяненко.

Вдобавок ко всем экономическим сложностям, свой вклад в копилку неприятностей для аграриев добавляет и погода. Затянувшиеся холода и последовавшие за ними дожди практически не дали возможности даже начать активные действия в рамках посевной кампании. Отдельные хозяйства успели только подкормить озимые и начать сев, как вынуждены были остановиться, в ожидании улучшения погодных условий. Теперь вся надежда на то, что сезон дождей не сменится сразу летней жарой, как это нередко в последнее время бывает в нашем регионе
Вернуться назад