48 часов: фильм "Суши гел", альбом Горана Бреговича и другое

48 часов: фильм "Суши гел", альбом Горана Бреговича и другоеФильм а-ля Тарантино, Champagne For Gypsies Бреговича, книга Иэна Бэнкса. Что посмотреть, послушать и прочесть на уикенд?..

КИНО

Sushi Girl (США), 98 мин.

Кто: Керн Сэкстон, очередной голливудский человек-оркестр. Сценарист, продюсер, монтажер и актер в одном лице. В 2003-м снял короткометражку Roadside Convenience по своему же сценарию и сыграл одну из главных ролей. Эта смесь триллера и криминальной драмы прошла почти незамеченной в американском прокате. Но не для самого режиссера: после нее критика назвала Сэкстона "вторым Тарантино". Видимо, это ему приглянулось, и было решено продолжить в том же духе. После полнометражного дебюта Sushi Girl этот лестный имидж наверняка станет второй кожей Сэкстона.

Кому смотреть: оптимистам, уверенным, что кино с бюджетом 5 миллионов долларов может выглядеть дорого. Всем, кому не хватает в жизни рек крови и сцен насилия. Ценителям приличной актерской работы и страшноватых новелл с двойным смысловым дном. Специальный привет поклонникам главного мексиканского злодея мирового кинематографа - Дэнни Трехо. Он в фильме тоже снялся.

Что:
история о бриллиантах, налетчиках и обнаженной красотке, на которой подают суши. Девушка (Кортни Палм) сервирована в дорогом ресторане, куда привозят Фиша (Ноа Хатауэй). Он только что отсидел срок за кражу сокровищ, и отсидел достойно, не выдав ни тайника с драгоценностями, ни своих четверых подельников. Они-то и встретили товарища у ворот тюрьмы с благими, казалось бы, намерениями - накормить голодного.

Стоит ли говорить, что гангстерам было нужно только одно - узнать, куда Фиш спрятал бриллианты. Еда в ресторане превращается в изощренную пытку с целью развязать язык несговорчивого товарища. Рыба фугу, которая мгновенно убивает едока, если ее неправильно приготовить, предлагается в качестве основного блюда. Фиш сопротивляется - тут-то и начинается бодрый кровавый трэш в духе тарантиновских "Бешеных псов" и прияпоненной мини-саги "Убить Билла".

От работ старшего товарища картину Сэкстона отличает многозначительный финал и более выпуклая, извините, мораль. Sushi Girl - фильм о разрушительной силе мести. Это хорошо понимают актеры, не теряющиеся на фоне богатого экшеном черного криминала. Плавая в кровище, они сыграли целую гамму роковых трансформаций личности, съедаемой дьявольской страстью.

МУЗЫКА


Champagne For Gypsies, CD

Кто: Горан Брегович, музыкант и композитор-песенник. В последнем качестве был особенно ценим режиссером Эмиром Кустурицей, пока они торжественно не разругались. Саундтрек к фильму "Сны Аризоны" прославил балканского автора в Голливуде, пару лет подряд распевавшем In The Death Car голосом Игги Попа.

Женатый на мусульманке сын хорвата и сербки. Отец трех дочерей и автор десяти студийных альбомов. Человек, в детстве отчисленный из музыкальной школы "за отсутствие таланта". Из автошколы - за разбитый мерседес. С философского факультета вуза - по собственному желанию. Периодически Бреговича пытаются отчислить из большой музыки за нарушение авторских прав и ворованную у цыган музыку. Пока что не получается. Wedding and Funeral Orchestra, возглавляемый Бреговичем, находится в прекрасной форме и на собственном содержании.

Кому слушать: тем, кому нравится, когда похороны плавно перетекают в свадьбу, а свадьба в похороны: в конце концов, то и другое - это жизнь. Всем, кто может дослушать до конца цыганскую песню на непонятном языке. Даже если она начинается на балканском наречии, подозрительно похожем на идиш, последние слова развеивают лингвистический туман. Alo, Presidente, Bastard, I always be that man, Balkaneros, Champagne For Gypsies. Что неясно?

Что: так вперед за цыганской звездой кочевой, выкраду вместе с забором, табор уходит в небо, цыганочка с выходом, умца-умца, три раза "e", пятнадцать раз "йой" и прочая веселая гопа цупа. Последние два слова - название четвертого трека (Hopa Cupa). Остальное - вольные ассоциации на тему позитивной цыганщины, которую опять развел Брегович со своей свадебно-похоронной компанией.

Двенадцать песен после двухлетней паузы - предыдущий альбом вышел в 2010-м. Записывали при участии хорошо известных и приятно чокнутых творческих единиц. В одном из интервью Брегович назвал их "цыганами и евреями, которых я уважаю". Маэстро уважает Gypsy Kings из Испании, Селин О'Лири из Ирландии, Штефана Айхера из Швейцарии, Флорина Салама из Румынии и Евгения Гудзя из Боярки. (Именно оттуда лидер группы Gogol Bordello двинул в США, откуда теперь и исполняет свой цыганский панк).


Каждый из этих людей, как говорится, немножко gypsy. Кто из них еврей, думайте сами, но Евгений Гудзь в проекте оказался очень кстати. Вдвоем с Бреговичем они написали самую нецыганскую песню Be That Man, под которую, как некогда под In The Death Car, хорошо в голос рыдать и медленно двигаться. Все остальное, как задумывалось (песни к вечеринкам с танцами на столах), так и получилось. Ни каталонские гитары Gypsy Kings, ни ангельский вокал Селин О'Лири, ни другие мощные влияния извне принципиально ситуацию не изменили. Кто бы сомневался - это же Брегович.

КНИГА

"Мертвый эфир", Эксмо, 496 стр.

Кто:
Иэн Бэнкс, один из полусотни английских писателей, которых The Times посчитала лучшими в послевоенной Великобритании. В список зебестов не последнего издания мистер Бэнкс попал, в основном, за умение писать научную фантастику. Плоды его трудов на родине называют космическими операми. Книги выходят циклами, из которых самый популярный носит гордое имя "Культура". Интеллектуалам и оптимистам можно не беспокоиться: так называется выдуманная цивилизация, живущая искусственным сверхразумом.

Вторая ипостась Бэнкса - левацкая. Тут сверхразумом и не пахнет. Писатель знаменит эксцентричными поступками, которые некоторые ретрограды называют идиотизмом и ребячеством. Один из таких поступков - бандероль на имя Тони Блэра. Неистовый Бэнкс однажды отослал премьер-министру свой разорванный в клочья паспорт. Так было выражено возмущение против ввода британских войск в Ирак. Бушует писатель и на почве шотландского вопроса: на его счету несколько политических акций, организованных вместе с местной соцпартией. Свои политические взгляды шотландец Бэнкс регулярно излагает в книгах, далеких от жанра научной фантастики.

Кому читать:
гурманам детективного жанра, которым нравится, когда главный герой - мерзавец, животное и честный человек в одном лице. Уникумам, готовым на досуге поразмышлять о том, куда катится мир.

Что:
остросюжетный детектив, главные ходы которого безбожно описаны авторами аннотации на форзаце. Впрочем, и без этой подставы быстро становится понятно, что сюжет - не самое сильное место в книге. Предсказуемость компенсируется бешеной динамикой. Она переключает внимание с хромой последовательности событий на попытки понять, в каком состоянии находится главный герой. О нем - радиодиджее Кене Нотте - мы узнаем много интересного с первых же страниц.

Он пьет виски, нюхает кокаин, спит со всеми, с кем спится, лжет налево и направо, выражает политические взгляды (только левые) и позорит в радиоэфире своих постоянных и случайных слушателей. Для Нотта нет ничего святого. Еще одно его любимое занятие - поливать помоями представителей истеблишмента, религиозных авторитетов, фундаменталистов всех мастей, а также различные социальные группы Великобритании в целом. Кен - призовой придурок, шизоид и скотина, от которого читателя без явных отклонений в психике должно решительно воротить. Имеет смысл ответить на вопрос, зачем Бэнкс, который умеет нравиться читательской аудитории, вставил в книжку такого плохого мальчишку.

Во-первых, Кен - прекрасный рассказчик. Он может описывать вечерний город в предложении из пятидесяти слов, и эти слова хочется перечитывать. Во-вторых, он - автор метких выражений и дивных метафор (например, "волосы цвета героина"), которые бриллиантами разбросаны по сумбурному тексту. В-третьих, при всей своей омерзительности, Кен озабочен важными проблемами современности, особенно американской трагедией 11 сентября. В-четвертых, в отличие от многих порядочных людей, Нотт не ленится настаивать на актуальности этих проблем и требовать их решения. В-пятых (и в главных), Кен - левак, шотландец и принципиальный человек. Он готов отстаивать свои убеждения даже под угрозой физической расправы. Короче, узнаваемое альтер-эго своего создателя и, само собой, носитель его мировоззрения. Изложением последних книга реально перегружена. Для фанатов Бэнкса - самое то.
ЛигаБизнесИнформ
Вернуться назад