Параджанов в кавычках и без

Параджанов в кавычках и безНа прошлой неделе начался прокат фильма «Параджанов», снятого совместными усилиями Украины, Франции, Грузии и Армении. Это далеко не первая оте­чественная лента, выходящая в широкий прокат, однако именно во время ее просмотра почему-то верится в то, что у украинского кинематографа есть будущее.

Сначала кратко о том, кому же, собственно, посвящен фильм, который представляет нашу страну в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» кинопремии «Оскар». Сергей Параджанов – знаменитый режиссер, причем в мире он известен даже более, нежели в державе, занимавшей некогда одну шестую часть суши. Его наиболее известная работа – «Тени забытых предков» (снятая в 1964-ом) – до сих пор является одним из самых популярных украинских фильмов.

Как и у многих великих художников, отношения с властью у него не задались. Та даже подозревала армянина, рожденного в Грузии, в украинском национализме («Какой же я националист? – вопрошает в фильме Параджанов, и невозмутимо продолжает: Я просто гений. Отправьте меня в Африку, и я сниму лучший африканский фильм»). В результате режиссер попадает в тюрьму по обвинению в «мужеложстве с применением насилия». В колонии его называют «кинчиком» и не трогают. После четырех лет отсидки Параджанов выходит на волю и живет сначала в Тбилиси, а затем (за три дня до смерти) переезжает в Ереван (в Украине ему оставаться запрещено). Там он и доживает свой век, но делает это все так же гениально и неповторимо.

Когда Параджанов узнает, что к нему в Армению приедут прославленный актер Марчелло Мастроянни и министр культуры Италии, он едва ли не за несколько часов превращает свою лачугу в таинственное и даже волшебное место. «Параджанов – гений!..» – время от времени выкрикивает стоящий в комнате мальчик, облаченный в античные одежды, пока режиссер показывает гостям свое жилище. Возможно, именно эта фраза и может служить кратким пересказом как фильма, так и биографии режиссера.

К недостаткам ленты отнесем ее калейдоскопичность. Фильм явно рассчитан на людей, хорошо знакомых как с творчеством режиссера, так и с его биографией. Если у Параджанова перед смертью в июле 1990 года пронеслась перед глазами вся его жизнь, она вполне могла бы выглядеть именно так, как показано в картине. Самому Сергею Иосифовичу было бы все понятно, чего не скажешь о случайном зрителе.

А вот визуальный ряд фильма – выше всяких похвал. Возможно, кад­ры в естественном освещении и не вызвали бы зависть у Стенли Куб­рика, но уж то, что он оценил бы их по достоинству – совершенно точно. В изобретательности авторам не откажешь. Так, во время съемок «Теней забытых предков» и «Цвета граната» Параджанов «заходит» в кадры фильмов, подсказывает героям, куда смотреть или какие пассы делать.

«Кинематограф – великий немой. Чем меньше слов, тем больше красоты и пластики», – говорит режиссер в конце ленты. Конечно, до гения Параджанова экранизация его биографии не дотягивает, однако показать эту гениальность удалось вполне. Вот, кажется, и все. Ах да, чуть не забыл: Параджанов – гений!..

Иван БУХТИЯРОВ
Вернуться назад