Константин Карачанский: Хотим видеть Донецк современным

Константин Карачанский: Хотим видеть Донецк современнымВ Донецке открылась выставка «Пейзаж XXI столетия», которая призвана доказать, что Украина является территорией проявления актуальных мировых тенденций в поиске «нового искусства».

О том, как в нашем регионе встречают современных художников с мировым именем, корреспондент газеты «Жизнь» узнавала в разговоре с владельцем галереи «ARTITALIA» Константином Карачанским.

Почему вы решили популяризировать в Донецке именно италь­янское искусство?

Я жил в Италии на протяжении пяти лет, работал там в одной из художественных галерей. Ее владелец – Антонио Падуано – невольно подал мне идею о том, чтобы открыть единственную в Украине галерею современной итальянской живописи. Я изучил местный арт-рынок и понял, что подобных проектов в Украине попросту нет.

Поскольку я родом из Донецка, открыть галерею хотел именно здесь. На тот момент в нашем городе помимо областного художественного музея и художников с картинами на бульваре Пушкина художественное искусство никто не популяризировал. Я же хотел создать качественно новый подход и показать городу, как должна работать настоящая галерея европейского уровня. Мы попытались создать здесь шарм и атмосферу Италии, наладили контакт с именитыми художниками этой страны.

Я слышала, что организовать галерею вам помогали и сами художники…

Совершенно верно. Идея появилась в 2005 году, и какое-то время, по долгу службы, я посвятил знакомству с художниками. После трех-четырех лет работы галереи в Донецке художники самостоятельно просили, чтобы мы работали с ними напрямую: так было удобнее, понятнее и выгоднее как для нас, так и для них самих.

Какие преимущества в таком сотрудничестве?

Нет всевозможных посредников, а работа строится напрямую между арт-дилером и галереей. Более того, картина стоит именно столько, сколько за нее просит художник. Зачастую та цена, которую он озвучивает в галерее, ничуть не отличается от той, которая была бы названа им в его студии.
Такое сотрудничество продолжается с 2008 года, и тот факт, что по прошествии пяти лет галерея функционирует, говорит о том, что художники довольны партнерством. Количество авторов постоянно меняется, однако есть определенный костяк из 15 именитых художников – таких, как Джузеппе Гаргано, Доменико Каяцца, Паскуале Эспозито, Энрико Вариале, Джани Стрино и других. Недавно этот список пополнили топовые итальянские художники Элетро Мелькиорре, Элио Феррара, Джованни Парлато, Антонио Манна и Витторио Илларди. У каждого из них я побывал в мастерской два месяца назад, где и убедил мастеров открыть для себя украинских рынок.

У них не возникло желания посетить Украину и Донецк, в частности?

За восемь лет моей работы Украину неоднократно посещали художники разного уровня. Мы трижды проводили выставки одного из лучших итальянских мастеров фигуративной живописи Джани Стрино, который прекрасно изоб­ражает людей, их лица и эмоции. Его работы действительно живые и приглянулись дончанам. На последнюю выставку художника приезжали люди из центральных и южных областей Украины.

Присутствие самого мастера на этих мероприятиях еще раз доказывает его заинтересованность в нашей стране – он рассматривает ее как поле для того, чтобы оставить свои работы не только в частных коллекциях, но и в областных художественных музеях.

Идея вложения капитала в предметы искусства сегодня актуальна?

Это мировая тенденция, которая популярна с начала ХХ века. Особо бурный рост инвестиций в искусство начался с приходом Пикассо, Дали и Моне. Динамику роста цен на эти работы мы видим и сегодня, а люди, которые обладают ими, ежегодно преумножают свое состояние больше, чем любой инвес­тиционный фонд.

Наш регион современен и должен ассоциироваться у людей с современным искусством. Мы поставили перед собой цель привить дончанам любовь к искусству, научить людей разбираться в современной живописи значительно лучше, нежели в творчестве классиков прошлых веков».


Например, работы нашего выдающегося украинского пейзажиста Анатолия Криволапа за последние десять лет выросли в цене в сорок раз, и этот рост не остановится еще как минимум 20-30 лет. И по сей день он является недооцененным автором, а коллекционеры не просто охотно покупают его работы – на протяжении года они стоят в очереди к нему.

Однако, как правило, 90% людей, приобретающих дорогостоящие предметы искусства, осуществляют свои покупки не из-за капиталовложений, а ради самого обладания ими, ради подчеркивания собственной уникальности.

По какому принципу отбирались участники выставки «Пейзаж XXI столетия»?

Данный проект был показан на Киевском международном биеннале современного искусства, в рамках международного форума «ART KYIV Contemporary», а также в странах Европы.

На выставке можно познакомиться с творчеством итальянца Антонио Менегетти, а также украинских современников – Анатолия Криволапа и Олега Тистола, которые больше всего мне симпатичны. Переговоры по их визиту в Донецк длились полгода, и они, откровенно говоря, большой перспективы в нашем крае не видели. Я пытался убедить их в том, что наш регион современен и должен ассоциироваться у людей с современным искусством.

Мы поставили перед собой цель привить дончанам любовь к искусству, научить людей разбираться в современной живописи значительно лучше, нежели в творчестве классиков прошлых веков. Эту задачу нам и предстоит решить в ближайшие годы.

Выставка «Пейзаж XXI столетия» в галерее, расположенной на бульваре Пушкина, 30, про­длится до 4 мая.
Вернуться назад