Анатолий Тесля: «Нам сложно, но мы боремся»

Анатолий Тесля: «Нам сложно, но мы боремся»Ежегодно в прокат выходят сотни фильмов. Но разнообразие жанров и сюжетов мало влияет на положение дел украинских кинотеатров – практически все они находятся на грани выживания. В чем причина кризисных явлений, о конкурентоспособности отечественных работ, а также о том, почему фестивальные фильмы проваливаются в про­кате, рассказал директор театра кино им. Т.Г. Шевченко Анатолий Тесля.

О проблемах кинотеатров говорят давно. Насколько все это соответствует действительности?

Наступила кризисная полоса абсолютно у всех кинотеатров. У кого-то состояние дел лучше, у кого-то хуже, однако особым успехом никто не может похвастаться. Мы наблюдаем сезонное явление, которое становится тенденцией. Каждый год, начиная с апреля и вплоть до середины сентября, везде наблюдается спад посещаемости. При этом, если сравнивать, то прошлое лето для нас было хуже нынешнего. Зато февраль-май провалились полностью. В январе посещаемость была более-менее, после наступил настоящий провал. Скорее всего, такие явления связаны с тем, что люди сейчас не имеют достаточно средств, выплату зарплат задерживают. В первую очередь, приходится думать о том, что есть, а не на какой фильм пойти. Конечно, многих оттянул Интернет – тех, кому приятнее смотреть кино на диване. Но мы боремся, проводим целевые показы для школьников, студентов, участников ВОВ. Скоро начнем показывать ретроспективу фильмов Ивана Мыколайчука ко Дню независимости.

Некоторые голливудские режиссеры допускают возможность, что скоро выгоднее будет продавать новые фильмы телеканалам. На ваш взгляд, может ли телевидение вытеснить кинотеатры?

Все к этому и идет. Все кино переходит с пленки на «цифру». Создавать и хранить работы на пленках невыгодно. Проблема в том, что не все кинотеатры имеют возможность работать с цифровыми носителями. Вот у нас один зал рассчитан на показ цифрового кино, а другой – пленочного. Можно все переделать, однако стоимость слишком высока.

Традиционно после очередного фестиваля все начинают говорить о победителях, но сами фильмы в прокат выходят редко и спустя много времени, когда интерес снижается.

Например, на минувшем Одесском кинофестивале победила кинокартина «Географ глобус пропил». Но ее основная миссия – это заявка о российском кинематографе, в прокате он не соберет кассу. Мы ждем выхода нового фильма Бондарчука «Сталинград». Лента снята в формате 3D, в ней есть очень эффектные массовые съемки. Надеемся, что зрители пойдут на картину. Нам надо выживать, поэтому нужны «выстреливающие» фильмы. Таким был «Аватар», однако после его показа прошло много времени, а мы нуждаемся в настолько популярных фильмах раз в квартал.

Как вы выбираете фильмы для театра кино?

Раньше кинофильмы делились на категории, кинотеатры имели разряд. Такие, как наш, имели право получить ленту высшей категории: «Москва слезам не верит», «Карнавал», «Пираты ХХ века»… Сейчас проходит «Кинолента», где каждый дистрибьютор представляет свои фильмы, из которых мы должны выбрать. Не всегда это просто: картин много, а экранного времени мало. Кому-то приходится отказывать, а это может повлечь обиду. В советское время была определенная, небольшая, квота для иностранных фильмов, а сейчас американских работ подавляющее большинство.

Наступила кризисная полоса абсолютно у всех кинотеатров. У кого-то состояние дел лучше, у кого-то хуже, однако особым успехом никто не может похвастаться».


А как же быть с популяризацией украинского кино?

Мы не против показа наших фильмов, но их нет! В нашем кинотеатре шел «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» и зрителя он заинтересовал, на него ходили. Недавно сняли хорошее кино «Тени незабытых предков». Это молодежный фильм ужасов, которые у нас так популярны. Вот только его не пускают в прокат, не могут найти место среди американских фильмов. А такие работы должны выходить вовремя, чтобы собрать свою целевую аудиторию. Многие наши талантливые люди уезжают в Россию, где более выгодно работать. Наша Кира Муратова, очень неглупый режиссер, представила на Одесском кинофестивале «Вечное возвращение». Показ ясно дал понять, что подобные вещи хороши для одного сеанса, а нам нужно жить, кинотеатру в день необходимо зарабатывать 18 тысяч гривен.

Возможно, размещение рек­ламы или продвижение своего товара с помощью кинотеат­ров не интересует потенциальных заказчиков?

Однажды нам посоветовали обратиться с предложением о сотрудничестве к автосалонам – ни один не откликнулся, они тоже испытывают сложности, а потому очень осторожничают. Мы предлагаем организациям для поощрения сотрудников или клиентов купить у нас билеты по более выгодным ценам, чем в кассах. Так мы боремся за объем продаж, привлечение зрителей.
Вернуться назад