Венеция нашла героя

Венеция нашла герояГлавная награда Венецианского кинофестиваля досталась южнокорейскому режиссеру Ким Ки Дуку. Его картина «Пьета» задолго до вручения наград снискала славу главного фаворита киносмотра.

Шестнадцать лет непрекращающейся работы и восемнадцать фильмов увенчались наградой – «Золотым львом», к которой режиссер шел давным-давно. В его карьере было несколько престижных призов, но все второстепенные. Разнообразные Гран-при он получал на фестивалях второго эшелона – в Брюсселе, Чикаго, Фукуоке. В Берлине же и Венеции не поднимался выше «серебра», а в Каннах – выше «Особого взгляда». Теперь у него есть свой «Золотой лев», что символично: здесь, в Венеции, о Киме Ки Дуке свет узнал впервые.

Конкурсная программа в этом году была спорной, по мнению многих критиков, но не безынтересной: «Мастер» Пола Томаса Андерсона, «К чуду» Теренса Малика, «Страсть» Брайана Де Пальмы вызвали живой отклик в прессе и среди киноманов, приехавших на остров Лидо.

Вторая по значимости награда фестиваля – «Серебряный лев» – уезжает в США. Ее присудили Полу Томасу Андерсону за фильм «Мастер». Актеры картины одного из главных представителей американского независимого кино Филип Сеймур Хоффман и Хоакин Феникс разделили между собой так называемый «Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль. Лучшей женской ролью была признана работа израильской актрисы Хадас Ярон в картине Рамы Бурштейн «Заполнить пустоту».

Специальной премии жюри был отмечен скандальный фильм «Рай: вера» австрийца Ульриха Зайдля. Некоторые сюжеты картины итальянская публика признала «оскорбляющими чувства верующих». За сексуальную сцену с участием распятия на создателей фильма был подан иск. У режиссера и раньше уже были неприятности с христианскими активистами. В 2003 году группа католиков Австрии подала на него в суд за документальный фильм «Иисус, Ты знаешь» – режиссер спрятал камеру за алтарем, которая снимала молитвы, а потом смонтировал из этого фильм. Тогда скандал удалось замять.

Лучшим сценарием жюри признало работу француза Оливье Ассаясу за фильм о мятежной молодежи 1970-х годов «Что-то в воздухе».

Премию Марчелло Мастрояни, вручаемую начинающему актеру, получил Фабрицио Фалько, снявшийся сразу в двух картинах, попавших в этом году в конкурс престижного фестиваля: «Это сделал сын» Даниэле Чипри и «Спящая красавица» Марко Беллоккио.

Настоящий азиатский экстрим был награжден в параллельной секции «Горизонты» – жюри отметило фильм китайского документалиста Ван Биня «Три сестры». Не по Чехову. В фильме рассказывается бесхитростная история трех девочек – десяти, шести и четырех лет от роду – одиноко живущих в убогой лачуге где-то в высокогорном Китае, в деревне на 80 семей. Впрочем, эта бытовая драма, виртуозно и скупо снятая на цифровое видео, – не социальная страшилка, а фильм об одиночестве человека в сегодняшнем неприветливом мире, о той изоляции, которую сам Ван Бинь знает не понаслышке. Ведь на родине его картины запрещены как политически опасные, а для других стран они слишком экзотичны, чтобы выходить в прокат.

После прошлогоднего триумфа картины «Фауст» Александра Сокурова российские картины (украинские не участвовали) в этот раз остались без наград. Никак не отмечена картина Кирилла Серебренникова «Измена», представлявшая Россию в главном конкурсе. Без призов и особого внимания остался и фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу», участвовавший в конкурсе «Горизонты».

Ира ПЕТРОВА
Вернуться назад