Классика балетного воспитания

Классика балетного воспитанияЕдинственный в Европе фестиваль детских балетных спектаклей «Гран Па», получивший международное признание, с 30 марта по 1 апреля прошел на сцене Донецкого нацио­нального академического театра оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко и подарил публике знакомство с лучшими хореографическими школами мира.

Вот уже девять лет под патронатом супруги президента Украины Людмилы Янукович в столице Донбасса проходит международный фестиваль детских балетных спектаклей «Гран Па». Его инициатором в 2004 году выступил народный артист Украины Вадим Писарев. По его словам, фестиваль «Гран Па» – уникальный по масштабу и значимости культурный форум, который позволяет хореографическим коллективам ближнего и дальнего зарубежья представить свое мастерство на сцене театра оперы и балета, а также посетить мастер-классы выдающихся хореографов.

Формирование благородных манер

Императорская школа русского балета (г. Санкт-Петербург – Пушкин) была создана Александрой Антонелли в 1991 году и за 20 лет своего существования прошла путь от одного хореографического класса до полного цикла образовательного процесса в сфере классического танцевального воспитания.

По словам Александры Михайловны, из 1 000 выпускников школы только 10 человек ушли на профессиональную сцену, а для всех остальных этот вид танца остался хобби на всю жизнь.

«Перед нами не стоит задача сделать из учащихся артистов, а дать им достойное воспитание. Однажды мы были на фестивале в Америке, где за нами толпами ходили журналисты и телевизионщики. Они следили и снимали на камеры то, как наши ученики ходят, едят, держат вилку и ложку. Затем в газетах пестрели заголовки: «К нам приехали русские княжны». В этом большая заслуга наших педагогов, которые требуют строгого соблюдения дисциплины», – рассказывает художественный руководитель школы.

В рамках IX международного фес­тиваля детских балетных спектаклей «Гран Па» Императорская школа русского балета представила ряд одноактных балетов, которые, как отмечает Александра Антонелли, легки на подъем в плане восприятия зрителем, но никак не за счет простоты движений. К примеру, классическое произведение Михаила Фокина «Шопениана» танцуют 11-13-летние дети. Тем не менее, они танцуют хореографию, которую ставит и Мариинский театр.

Московская империя танца

Московское хореографическое училище при Московском государственном академическом театре танца «Гжель» создано комитетом по культуре правительства Москвы в 2003 году. Основной целью деятельности училища является изучение, сохранение и развитие национальных традиций хореографического искусства, профессиональная подготовка артистов балета.

Художественный руководитель училища Владимир Захаров еще в 1988 году начал создавать империю танца, первым из художников-хореографов обратившись к теме народных промыслов. Благодаря его таланту и организаторским способностям и по­явился театр танца «Гжель», балетная труппа которого единственная в стране и мире работает в трех направлениях хореографии: фольк, балет и мюзикл-холл.

«Наша задача – не соревноваться с большими труппами («Лебединое озеро» и «Спящую красавицу» вам лучше посмотреть в Мариинском театре), а познакомить любителей балета с полузабытой и забытой хореографией. По этому принципу основаны и наши выступления в рамках фестиваля: якобсонский «Па-де-катр» на музыку Беллини, «Калифорнийский мак» Анны Павловой, знаменитое па-де-де «Бабочка» в постановке Марии Тальони, «Сады Наины» из оперы «Руслан и Людмила» Глинки. Все эти произведения не ставились в России уже 35-40 лет», – отмечает Владимир Михайлович.

Народный артист Украины Вадим Писарев отмечает, что создание балетной школы – колоссальный труд, который под силу далеко не каждому, поскольку требует стопроцентной отдачи себя искусству.

Во главе революции

Коренная дончанка Светлана Аль Неяди является первопроходцем балетного искусства на Ближнем Востоке: в 1998 году ею создана первая детская балетная школа в истории Арабских Эмиратов – «Фантазия-Балет». При открытии школы балетная группа насчитывала три человека, и балетмейстеру понадобилось 5 лет упорного труда, чтобы в полной мере представить балет в этой стране. Сегодня, спустя 14 лет, коллектив школы с большим успехом демонстрирует свое мас­терство, выступая на сценах Культурного фонда и Дворца Эмиратов.

«Из 5 стран Персидского залива ОАЭ – единственная страна, которая старается идти в ногу со временем в плане культуры и творчества. Еще 20 лет назад на территории государства не произносилось слово «балет». Для наших людей, которые растут в мире музыки и танца, это непонятно. Представляя балет на Ближнем Востоке, я не имела права на ошибку, поскольку любая оплошность могла привести к неприятию этого искусства», – рассказывает Светлана Аль Неяди.

По словам директора школы, ее гордость как педагога в том, что девочки танцуют все стили танцевального искусства, а в последние годы участились случаи заинтересованности в балете и представителей мужского пола, что прежде считалось недопустимым.

В рамках фестиваля «Гран Па» воспитанники Светланы Аль Неяди представили номер «Арабские волны пус­тыни», основанный на классическом, контемпорари и модерн-балете.

Наталья ЛЕХАН
Вернуться назад