В итальянском стиле

В итальянском стиле
В преддверии новогодних праздников в До­­нецке состоялась премьера оперы великого итальянского композитора Джакомо Пуччини «Богема».

В ритме цейтнота

«В течение двух допремьерных недель репетиции длились по 8-10 часов ежедневно. Это очень большая нагрузка и для солистов, и для всех творческих цехов театра, – признается Василий Василенко, дирижер-постановщик спектакля. – Но все-таки нам удалось сдвинуться с мес­та».

Мировая премьера оперы Джакомо Пуччини «Богема» состоялась 1 февраля 1896 года в туринском Teatro Regio. В репертуаре Донецкого национального академического театра оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко одноименный спектакль отсутствовал более трех лет.

Дело в том, что еще год назад, когда художественный совет теат­ра принял решение вернуть в репертуарные афиши спектакли «Богема», «Трубадур» и «Запорожец», руководство театра в выборе режиссера-постановщика остановилось на кандидатуре Семена Семенова. Вскоре приглашение о сотрудничестве было принято, и все артисты труппы взялись за дело. Однако обстоятельства вынудили Семена Семенова отказать от учас­тия в спектакле на финальной стадии подготовки и вернуться в Болгарию.

Новый взгляд

«Театр оказался в тупиковой ситуации: либо отменять премьеру, либо приглашать другого режиссера для работы в экстренных условиях, – рассказывает Василий Василенко. – Представьте себе всю сложность ситуации, когда один режиссер разработал концепцию спектакля, эстетическую философию, драматургию, все позиции, а новому постановщику надо «сесть в чужие сани». То была нелегкая задача, но болгарский оперный режиссер Нина Найденова приняла наши правила и согласилась спас­ти ситуацию – в течение двух недель поставить «Богему».

«Я приняла вызов по двум причинам, – рассказывает Нина Найденова. – Во-первых, потому, что это «Богема» – произведение, в которое Пуччини вложил большую часть театральности. Во-вторых, решающую роль сыграло мое любопытство к вашей стране. Я сотрудничала со многими коллегами из Украины и мне всегда была интересна ваша эмоциональность и душевность. Хочу вас заверить: Донецк – оазис профессионального отношения к музыке. Я говорю это, сравнивая театры Европы, Америки и Болгарии, в которых мне посчастливилось работать».

Трехлетнее ожидание

Мировая премьера оперы Джакомо Пуччини «Богема» состоялась 1 февраля 1896 года в туринском Teatro Regio, дирижировал Артуро Тосканини. В репертуаре Донецкого национального академического театра оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко одноименный спектакль отсутствовал более трех лет. А 17 и 18 декабря ценители оперного искусства смогли увидеть итальянскую жизнь, как она есть, в исполнении солистов оперного тетра – заслуженных артистов Украины Натальи Нарожной, Юрия Алексейчука, Анатолия Воронина, Сергея Гонтового, лауреатов и дипломантов международных конкурсов Валентины Федневой, Максима Иващука, Владислава Лысака, Олега Ромашина, Евгения Удовина и Артема Ярошевича.

«Богема» – особый спектакль Пуччини, потому как в нем есть главные персонажи – тенор и соп­рано – и добавляющие образы, которые служат завершающими штрихами в целостности произведения. Но самое интересное то, что четыре основных мужских персонажа всегда действуют в связке. Стоит кому-то одному отступить от режиссерского замысла – картина не состоится. Поэтому мы вчетвером во всех наших сценах стараемся действовать слаженно и по зову души», – говорит Юрий Алексейчук, заслуженный артист Украины.

«Постановка этого спектакля безусловно отличается от предыдущей видением режиссера, – отмечает Сергей Гонтовой, заслуженный артист Украины. – На мой взгляд, получился хороший и эмоциональный спектакль, в котором удачно раскрыты образы персонажей с точки зрения мимики».

Зрители встретили премьеру продолжительными овациями, а потому можно с уверенностью сказать, что ожидания оправдались.

В дальнейших планах театра – работа над оперой «Летучий голландец» и балетом «Собор Парижской богоматери», а также возвращение в репертуарные афиши постановки «Трубадур».

Наталья ЛЕХАН
Вернуться назад