С Днем рождения, мастер!

С Днем рождения, мастер!
Советские фильмы – это отдельная глава в истории кинематографа в целом. И немалую роль в этой главе играют работы Эльдара Рязанова, которому сегодня исполняется 84 года.

Эльдаром, что в переводе с персидского языка означает «владеющий миром», родители сына назвали в честь своей службы в Тегеране. В 30-х годах семья распалась, дети остались на попечительстве матери, а потому в сложные военные времена на будущего режиссера навалилось немало. Он нянчил младшего брата, стоял в очередях. В военные годы Эльдар постоянно хотел есть. И когда отменили карточную систему, просто стал обжорой: начал есть и уже не мог остановиться.

Несмотря на то, что юношеские годы выдались сложными, когда о творчестве особо думать не приходилось, Рязанов понял, что хочет посвятить себя искусству. За 22 дня парень сдал экстерном 11 школьных предметов и поступил во ВГИК. Волею случая Эльдар Рязанов стал студентом 1-го курса мастерской Григория Михайловича Козинцева.

Через два года обучения состоялся знаменательный разговор знаменитого режиссера, осознавшего вдруг, что мальчик слишком молод для профессии режиссера. На что студент резонно возразил: мол, могли бы заметить мою молодость во время вступительных экзаменов. Логика студента была по достоинству оценена классиком советского кино.

Несмотря на то, что начинал Рязанов как документалист, слава пришла к нему именно как к режиссеру художественных фильмов. И это притом, что свой первый громкий фильм Рязанов снимал чуть ли не из-под палки. Иван Пырьев буквально заставил взяться за «Карнавальную ночь». Дальнейший путь режиссера в кино был определен – кинокомедия! Тогда-то и сложился коллективный портрет рязановского зрителя – умного, готового к сочувствию, с чувством юмора, а еще – любящего в хорошей компании душевную песню.

Росли новые поколения, а фильмы Рязанова не теряли актуальнос­ти. «Дайте жалобную книгу», «Вокзал для двоих», «Гараж», «Служебный роман», «Берегись автомоби­ля» – все эти фильмы знаешь наизусть, но снова и снова пересмат­риваешь. А что уж говорить об «Иронии судьбы, или С легким паром!»!

В последние годы стиль Рязанова очень изменился. Но для зрителей любимыми остаются работы, снятые десятки лет назад, однако до сих пор трогающие своей добротой, наивностью и искренностью.
Вернуться назад