Музыка хрустальных струн

Музыка хрустальных струн
Донецкий фестиваль гитарного искусства в представлении не нуждается: музыканты знают об уровне его организации и подборе исполнителей, а слушатели твердо знают, что гарантированно получат удовольствие на концертах.

В Донецкой областной филармонии завершился очередной фестиваль «Хрустальные струны». Он стал особенным, ведь, кроме традиционно прекрасного исполнения настоящих мастеров инструмента, организаторы могли еще и похвас­таться юбилеем проекта. В нынешнем году фестиваль отметил свое тридцатилетие. Это теперь слушатели уже привыкли, что из года в год они могут побаловать себя хорошей гитарной музыкой, но в 1981 году появление «Хрустальных струн» стало настоящей сенсацией.

«Выстрелил» на все сто!

Идейными и творческими вдохновителями стали братья – Павел и Аркадий Иванниковы – в то время студенты ДГМПИ, а затем солисты Полтавской филармонии, единственный дуэт в СССР, работающий на эстраде, телевидении и ведущий активную концертную деятельность в пределах страны и за рубежом. Павел Владимирович рассказывает, что в музыкальных кругах задолго до начала истории фестиваля обсуждались подобные идеи, но только в Донецке руководство обкома коммунистической партии Украины поддержало музыкантов. Так в нашем городе прошел первый и на то время единственный во всем Советском Союзе фестиваль гитарной музыки.

Успех дебюта был грандиозным. Все действо продолжалось пять дней, в Донецк съехалось около двухсот участников со всех уголков огромной страны и даже из зарубежья. Помимо трех часовых вечерних концертов, проходили дневные концерты, лекции и методические семинары, состоялся неофициальный конкурс гитарных мастеров.

Павел Иванников все эти годы был организатором фестиваля. По его словам, за тридцать лет немало изменилось в «Хрустальных струнах».
«Изменилась вся наша жизнь, а это не могло не повлечь за собой перемены и в фестивале. Раньше приезжали по 200-300 гостей только из стран Советского Союза, но были гости и издалека. Например, на фестивальной сцене выступал тогда еще начинающий гитарист Костас Кочиолис, который теперь входит в число лучших гитаристов современности. Теперь фестиваль не такой масштабный, однако он продолжает свою жизнь. За это спасибо управлению культуры Донецкой областной администрации и руководству филармонии», – говорит Павел Владимирович.

Значение огромно

«Хрустальные струны» стали настоящей сенсацией. И хотя главной целью организаторов было предоставление возможности в рамках одного форума выступить как признанным мастерам, так и начинающим исполнителям, однако вклад «струн» в популяризацию инструмента нельзя недооценивать. Во время становления гитары как академического инструмента (еще не во всех консерваториях, училищах, институтах открылись классы гитары) фестиваль стал по-настоящему знаменательным и резонансным событием. Наследуя пример Донецка, подобные проекты стали возникать и в других городах. Павел Иванников вспоминает, что раньше гитара была элитарным инструментом. В музыкальных школах стандартный класс, обучающий игре на инструменте, состоял из шести–восьми, максимум десяти человек. А теперь этот показатель может достигать отметки пятьдесят. В некоторых школах пошли еще дальше: треть обучающихся – гитаристы. Музыкант отмечает, что, с одной стороны, такая ситуация приятна, ведь гитара становится все популярнее, но, с другой, возникает проблема. Ранее поступить на класс гитары из-за небольшого количества мест могли только самые способные, теперь же требования к претендентам значительно лояльнее.

Признанный всеми

Последние одиннадцать лет «Хрустальные струны» получили статус международного фестиваля, что приятно и почетно. Однако слушатели знают, что и без наличия официальных званий фестиваль из года в год будет радовать хорошей музыкой в качественном исполнении.
Вернуться назад