Для истинных ценителей

Для истинных ценителейДжазовые традиции в Донецке сильны еще с середины прошлого века – уже в 1960-х годах город прославился своими музыкантами и международными «джем-сейшенами». А потому вдвойне приятны донецкие события, так или иначе пропагандирующие джаз в наше время. К примеру, позавчера дончан и гостей города порадовало французское джаз-трио «Para­dox», выступившее в местной филармонии при содействии ассоциации «Альянс Франсез».

Как известно, джаз – это не стиль или жанр музыки, а настроение. Джаз – это определенный образ жизни, способ мышления и мировосприятия тех, кто его играет и тех, кто его слушает. Потому, например, очень легко понять, что концерт будет джазовый, когда видишь публику, собирающуюся в зале: пеструю, разных возрастов, людей, одетых в строгие костюмы или ультрамодные джинсы и футболки, но обязательно с одинаково горящими глазами, приятным ожиданием впечатлений, «написанных» на их лицах.

Таким был вечер минувшей среды, когда в Донецкой филармонии собирались поклонники самого свободного и в то же время самого сложного направления в современной музыкальной культуре. Все они были рады довольно неожиданному, а потому еще более приятному подарку от некоммерческой организации «Альянс Франсез», известной дончанам по организации фестиваля «Французская весна». На этот раз европейские друзья пригласили в наш город джазовых новаторов, молодых, однако уже достаточно известных и признанных музыкантов – трио «Paradox».

С 2006 года три француза играют гибридный джаз, увлекая за собой слушателей в настоящее звуковое путешествие, где пересекаются разные настроения и атмосферы, как синтетические, так и органические. «Paradox» достоин своего названия. Он выбивается из колеи классического джаза то своими поп-аранжировками, то экзальтированными кинематографическими отступлениями с множеством нюансов, повторений и вариаций, то вкраплениями лучших образцов современной альтернативной музыки – от индитроники до трип-хопа.

Их ритмика, полная динамизма, воздушные или обрывистые фразы саксофониста нашли свой отклик у самой разной публики, от посетителей знаменитого амьенского бара «GrandWazoo» во Франции до античного театра в Вене или джаз-фестиваля «Каамос» в Финляндии.

«Paradox» – это Нико Ражао (ударные / калимба / сэмплы), Кенни Рюби (бас-гитара / клавишные / глокеншпиль) и Рафаэль Дюмон (саксофон альт / бас-кларнет/ клавишные). И, кроме прежних заслуг, этим трем невероятно харизматичным молодым французам удалось в течение уже первой исполненной пьесы «переманить на свою сторону» вполне искушенную добротным джазом донецкую публику, которая после каждой темы не убавляла громкости аплодисментов ни на один децибел. Приятным нюансом стал и оригинальный сэмпл (короткий звуковой отрезок, циклично используемый в ходе исполнения музыкального произведения), который Рафаэль Дюмон включал после окончания каждой пьесы. Сэмп­лом было одно слово, произнесенное некой девушкой, – «дякую». Таким истинно прогрессивным образом музыканты благодарили довольных слушателей, ну а по ходу концерта добавили и лично озвученные благодарности за прием.

Остается отметить, что выступ­ление «Paradox» в Донецке стало настоящим праздником для истинных ценителей хорошей музыки, а потому, не скромничая, прос­то скажем: «Бис!». И, конечно, будем надеяться на повторный визит французского трио, их коллег по джазу в наш город!

Александр КОВАЛЕНКО, фото автора
Вернуться назад