«Похождение» Донецком

«Похождение» Донецком
Московский театр-студия под руководством Олега Табакова презентовал в Донецке спектакль «Похождение», поставленный по поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». И тот зритель, который поспешил купить билеты на премьеру, смог вдоволь насладиться блестящей игрой признанных актеров Российской Федерации Сергея Безрукова и Олега Табакова.

Для меня всегда важна правдоподобность того, что происходит на театральной сцене. И дело не столько в игре актеров, сколько в мелочах, которые волей-неволей улавливает взгляд. Литовский режиссер-постановщик спектакля «Похождение» Миндаугас Карбаускис известен тем, что берется за сложные прозаические произведения, а для реализации своего замысла выбирает нетипичные для театральных постановок решения. 2 и 3 декабря на сцене Донецкого национального академического украинского музы­кально-драмати­ческого театра было все: настоящий обед, клубы табачного дыма, вязкая грязь и тройка живых лошадей.

Сошедшая со страниц гоголевского произведения семейная пара, неспешно передвигаясь в калошах по мокрой грязи, провожает учиться в город своего сына Павла Чичикова. И вот, спустя годы, сын возвращается в родные края с гениальной идеей – скупить у губернских помещиков умерших крестьян, которые «значились бы как живые».

Для реализации своего важного дела Чичиков (его искусно играет Сергей Безруков) отправляется с визитами к знатным персонам. Он попадает в благополучные помещичьи комнаты путем раздвигания одной за другой обшарпанных стен декораций и постепенно оказывается на верхней ступени обустроенной сцены. Чичиков из кожи вон лезет с целью достижения своей мечты: он кувыркается, семенит, задирает ноги выше головы, танцует, корчит рожи – и все это с мыслью об одном: поскорее заполучить желаемое. Он живет идеей и передает свое волнение за исход дела публике, ведь так хочется, чтобы этому живому во всех отношениях человеку повезло.

Однако не воспринимающий импровизацию и авторское отступление зритель (коих было замечено немного) такой образ Чичикова не приветствует, в то время как сам Безруков о своей роли говорит так: «Пришлось очень серьезно и долго работать над Чичиковым. Спектакль – на износ. Я предложил свою импровизацию в пластике. Миндаугас поддержал мою идею, правда, несколько сдерживая меня. Но когда после премьеры мне сказали, что пластика Чичикова в чем-то напоминает шемякинский рисунок, для меня это было сверхпохвалой».

Также приковывает взгляд публики помещик Плюшкин, в роль которого органично вписался Олег Табаков. Этот персонаж настолько увлечен подсчетом каждой чистой бумажки в доме и получением выгоды, что попросту не замечает собеседника, отбирает у него возможность высказаться, обнажить перед зрителем душу. Плюшкин сентиментален, мягок и будто бы живет в каком-то своем мире, в котором с позволения режиссера так хочется задержаться.

Двухчасовой спектакль прошел на одном дыхании, всецело поглотив внимание донецкого зрителя путешествием по Руси с ее чавкающей грязью под ногами, противоречивыми поступками героев спектакля и виртуозной игрой актерского состава. Честно признаюсь, что столь продолжительных рукоплесканий зрителей мне встречать еще не приходилось.

Газета «Жизнь» благодарит концертно-театральное агентство «Карина» за возможность насладиться столь удивительным и долгожданным спектак­лем в нашем городе.

Наталья ЛЕХАН
Вернуться назад