Стырить украинскую ГТС – это называется «консорциум»

Стырить украинскую ГТС – это называется «консорциум»
Власти обещают уже в ноябре подписать соглашение о создании газотранспортного консорциума с участием Украины, России и ЕС.

Между тем консорциум имел бы хоть какой-то смысл, если бы «Южный поток» действительно представлял некую угрозу для Украины. Однако сейчас этот проект на стадии застоя, предшествующего развалу.

Во-первых, цены на энергоносители в мире падают, и такая тенденция, по прогнозам большинства правительств, продлится минимум 3 года. В этих условиях Москве просто не удастся вытряхнуть из инвесторов десятки миллиардов евро.

Во-вторых, ЕС выставил России заслон – собственное энергетическое законодательство – так называемый Третий энергопакет. Согласно ему, во-первых, доступ к газопроводам на территории ЕС имеют все поставщики газа. Например, в российскую трубу свободно входит катарский газ, полученный из терминалов регазификации сжиженного газа. Эта ситуация – кошмар «Газпрома». Во-вторых, поставщики газа и транспортные компании должны быть разделены. А это значит, что газпромовским трубам в ЕС не бывать. Это были цветочки.

А вот уже ягодки. Недавно представители Еврокомиссии провели обыски в берлинском и чешском представительствах дочерних компаний ОАО «Газпром». В целом Еврокомиссия провела проверки в компаниях газовой отрасли по подозрению в нарушении антимонопольного законодательства ЕС сразу в 10 странах. «Еврокомиссия расследует потенциально возможные действия, идущие вразрез со свободной конкуренцией по поставкам газа в центральных и восточных государствах ЕС, – говорится в сообщении Еврокомиссии. – Расследование касается случаев, когда по договоренности или в одностороннем порядке конкуренция может быть усложнена. В частности, это могло быть достигнуто за счет «разделения» рынка между его крупнейшими участниками, возведения препятствий для доступа к (газотранспортной) сети и барьеров на пути диверсификации поставщиков, а также за счет завышения цен».

Все это ЕС делает для того, чтобы монополист не диктовал цен. Одного этого достаточно, чтобы «Южный поток» остался просто пунктиром на карте.


А еще есть позиция Турции, которая не желает терять свою роль ключевого узла торговли газом в регионе. Какой ей смысл давать разрешение на прохождение «Южного потока» по своим территориальным водам? Вот и не дает.

А в придачу – конкурирующие проекты, поддержанные непосредственно самим ЕС. Как заявил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, ни споры о разделе Каспийского моря, ни доводы экологов, ни «Южный поток» не помогут Москве остановить строительство «Транскаспийского газопровода»: «Мы хотели бы импортировать газ из Азербайджана и Туркмении непосредственно. Переговоры с Азербайджаном и Туркменией о строительстве Транскаспийского газопровода начнутся в ближайшие недели. Впервые в истории Еврокомиссия будет вести переговоры от имени всех 27 стран – членов ЕС о реализации энергопроекта за пределами Евросоюза».


Вдобавок ко всему «Южный поток» подрывают новые технологии. Зачем в Европе российский газ, если вдвое дешевле катарский или иной ближневосточный, который с развитием сети терминалов на европейском побережье элементарно просто получить в европейские газопроводы? А есть еще сланцевый газ. Например, если верить словам президента Польши, сказанным во время получения первых промышленных объемов сланцевого газа в Польше, через 10 лет этот газ позволит Польше добиться энергетической независимости.

Поэтому «Южный поток», в отличие от «Северного», – фикция и «понты», причем очень дорогие. А «Северный поток», первая ветка которого построена, не способен отобрать основную часть транзитных потоков у Украины просто потому, что ориентируется на других, североевропейских потребителей.

Кроме того, создание консорциума по управлению ГТС означает разделение прибылей. Если нынешний миллиард доходов Украины от ГТС поделить на троих, что останется – на семечки? Тогда уж выгоднее засеять отведенную под ГТС землю.

И еще очень важный вопрос – кто будет участником консорциума: ЕС или частные компании? В последнем случае эти компании легко сдадут Украину за «конфетку».

Между тем, как заявила представитель Европейской комиссии Марлен Холзнер, Европейская комиссия не получала никаких предложений по поводу трехстороннего газотранспортного консорциума Украина-Россия-ЕС: «У нас нет никаких деталей относительно консорциума, мы только видели сообщения в прессе». Как говорится, без ЕС ЕС женили.
Самое главное, что нынешнее газовое соглашение будет действовать только следующие 7 лет. Даже монголо-татарское иго закончилось за 80 лет.

А сколько будет действовать консорциум? Дольше или бессрочно? Кроме того, если ЕС и Россия станут руководить украинской трубой, то куда пойдет украинский газ, в том числе сжиженный, а также сланцевый, метан и т. д., добычу которого власть собралась увеличивать? В собственном доме – другие хозяева?
И что взамен получит Украина? Обязательства России не строить «Южный поток»? Может, пусть лучше строят? Будет российской элите чем заниматься и что «пилить». Все равно в нашем веке не достроят.
Скидку на газ? Может, легче дождаться падения цен на нефть (за последние полтора месяца цена нефти упала на 20% – чем не скидка?) И эта скидка наступит сама собой.

При этом чего стоит скидка для нескольких олигархов в обмен на имущество стоимостью в 150 миллиардов долларов (а это пять полных годовых бюджетов Украины), не говоря о неизмеримых угрозах для энергетической безопасности государства в результате потери ГТС?

К тому же в России с 2015 года предусмотрено выравнивание доходности внешних и внутренних цен на газ.
Что Украине нужно от консорциума – деньги на модернизацию ГТС? Так она у нас и так работает безаварийно, в отличие от той же России.

А почему бы не взять деньги на ремонт непосредственно из платы за работу ГТС? Обязательно нужен некий иноземный «дядя», который сначала снимет деньги с Украины, чтобы потом дать немного на ремонт?

Проблема в том, что такие «дяди» очень дорого стоят, как и отсутствие мозгов.

Украина в результате Харьковских соглашений потеряла контроль над 19 тысячами гектаров в Крыму до 2042 года, держит там иностранный флот, сильнее собственного, ограничивающий дееспособность Украины на международной арене, и готовится сдать России не менее трети собственной ГТС. И все ради того, чтобы, как сообщают СМИ, получить цену на газ как в Германии?

Николай Азаров заявил, что Украине необходимо принимать бюджет, поэтому давайте консорциум! Очень сопоставимо – вся ГТС Украины с уникальными подземными хранилищами и очередной бюджетный «дерибан», которых Азаров, по его собственному признанию, сам провел уже 17 штук.
Еще одно предложение власти – Украина снижает цену на транзит до «себестоимости». И в обмен получает скидку на газ для жилищно-коммунальных нужд. На практике это означает, что полученная скидка будет весьма незначительной, и ее даже стыдно показать в разрезе всего газового потребления Украины.

Самое разумное, что может сделать нынешняя власть – никуда не спешить. Цена на нефть падает. МВФ пропасть не даст. Технологический прогресс на нашей стороне – сжиженный газ и сланцы уже обусловили падение цен на газ в США вдвое, а в ЕС на 10-20%.

Украине нужно все доказывать делами, а не «понтами». Для «понтов» в Москве своих мастеров хватает, их этим не проймешь. Поэтому, если власть говорит об уменьшении потребления газа, надо реально его уменьшать. Если речь идет об увеличении добычи, ее надо финансировать из бюджета, а не делать вид, что слона никто не приметил. Поэтому свое дело следует делать реально – не на словах, а на деле снижать энергопотребление, увеличивать собственную добычу, в том числе с помощью зарубежных инвесторов. А если меньше воровать, то страна вообще отлично заживет.

Александр Палий

Форум
Вернуться назад