Криминальные схемы авиакомпании МАУ: жить и богатеть за счет государства и пассажиров

Криминальные схемы авиакомпании МАУ: жить и богатеть за счет государства и пассажиров

Коррупция связала владельцев и топ-менеджмент МАУ с руководством аэропорта «Борисполь»

Уже многие годы украинские и зарубежные авиационные перевозчики обвиняют авиакомпанию «Международные авиалинии Украины» (МАУ) в монополизации рынка, которая, к тому же, сопровождается потерями для бюджета страны и отдельных госпредприятий. Эксперты отрасли, народные депутаты, журналисты многие годы прямо говорят о коррупции, которая связала владельцев и топ-менеджмент компании МАУ с руководством Государственного предприятия «Международный аэропорт «Борисполь» (ГП «МА «Борисполь»).

Интересно, что до 2010-2011 гг. пока государство владело контрольным пакетом акций, авиакомпания не имела «скидок» или таких преференций в «Борисполе». Со сменой собственников МАУ ситуация изменилась. Один из владельцев авиакомпании Арон Майберг «зашел» в МАУ в 2010 году, когда Austrian Airlines продали ему компанию UIA Holding, через которую им принадлежало 32,45% акций МАУ. А другой акционер - Игорь Коломойский появился среди собственников МАУ чуть позже. С этого времени МАУ начала получать от «Борисполя» огромные «скидки», преференции и т.д.

Криминальные схемы


«Стало известно ГП «Международный аэропорт «Борисполь» предоставил скидку авиакомпании МАУ в размере 80%, размер которой является сомнительным и вызывает логичный вопрос: какой же тогда должна быть рентабельность аэропорта, чтобы он мог оказывать такие большие скидки?», - заявил еще два года назад народный депутат Украины член комитета Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Юрий Деревянко. Нардеп вместе с представителями авиарынка отправил запрос в Службу безопасности Украины, Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), Генеральную прокуратуру Украины (ГПУ), Антимонопольный комитет Украины (АМКУ).

«Вопрос к правоохранительным органам - доказать состав преступления. То, что видимо не случайно именно МАУ имеет 80% монопольных скидок, это не просто так…», - полагает нардеп.

Результатами этих запросов за последние пару лет стали несколько уголовных дел, которые ведут детективы НАБУ в отношении экс-руководства «Борисполя», чиновников и руководства и топ-менеджмента МАУ. Расследование правоохранителей по нескольким делам, которые рассматриваются в судах, показывают и фиксируют шокирующие цифры. Ежегодно ГП «МА «Борисполь» теряет десятки миллионов гривен, страдает безопасность пассажиров и качество услуг, а сотни тысяч украинцев и зарубежных путешественников, не экономят, а наоборот - платят авиакомпании МАУ за дорогие билеты.

Одно из многих уголовных дел, которые расследует НАБУ, показывает, как делались такие «скидки». Согласно материалам Соломенского районного суда г. Киева, Главным подразделения детективов НАБУ проводится досудебное расследование в уголовном производстве № 52017000000000402 от 15 июня 2017 года по факту совершения должностными лицами ГП «МА «Борисполь» перерасчета суммы задолженности МАУ. В результате такого «перерасчета» ГП «МА« Борисполь» получило ущерб свыше 20 млн. грн.

Из материала дела, видно, что в 2013 году авиакомпания МАУ пытаясь получить цены, ниже обычных на услуги по наземному обслуживанию и аэропортовые сборы, подписало с руководством «Борисполя» дополнительные соглашения с протоколом разногласий.

В протоколах разногласий МАУ требовала установить для нее с 1 января 2013 года понижающий коэффициент в размере 0,5 на услуги по наземному обслуживанию, дополнительные и специальные услуги, услуги по базирования воздушных судов при условии, что общее количество пассажиров, прибывших и отправленных из/в аэропорта «Борисполь» на ее рейсах за предыдущий год составляла не менее 2 млн. пассажиров.

Как отметил детектив, одновременно представителям МАУ при составлении протоколов разногласий было известно, что в 2012 году через аэропорт «Борисполь» МАУ перевезло более 2,2. млн. пассажиров, а в 2013 году более 3 млн. пассажиров. То есть указанное условие для получения скидок уже существовало на момент его оглашения и было указано для неотвратимого установления понижающего коэффициента в размере 0,5.

Детективы НАБУ также отмечают, что ГП «МА «Борисполь» признан монополистом только по обеспечению авиационной безопасности (взлету/посадке и сверхурочной стоянки воздушных судов), а протоколы разногласий касались также услуг по наземному обслуживанию. В связи с этим, ГП «МА «Борисполь» и МАУ не имели права применять понижающие коэффициенты, установленные авиакомпанией в указанных выше протоколах разногласий, к ценам на услуги по наземному обслуживанию, полученные авиакомпанией, поскольку между «Борисполем» и «МАУ» отсутствует договоренность об этом.

Вместе с тем, досудебным расследованием установлено, что, несмотря на это, руководитель аэропорта «Борисполь» предложил заместителю генерального директора по экономике и финансам аэропорта осуществить перерасчет сумм задолженностей МАУ с учетом дополнительных соглашений, по результатам чего задолженность МАУ перед аэропортом была уменьшена более чем на 20 млн. грн.

В другом деле, которое рассматривалось уже Бориспольским городским районным судом Киевской области год назад, отмечается, что в период 2010-2014 гг., должностные лица МАУ в ходе ведения совместной деятельности с ГП «МА «Борисполь» по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов скрыли реальные объемы предоставленных услуг, чем нанесли ущерб на сумму $2,5 млн. По курсу 2017 года эта сумма составляет более 65 млн грн.

Как установило следствие, в 2004 году аэропорт «Борисполь» и МАУ заключили договор об общей деятельности по ремонту и обслуживанию самолетов. До 2011 года, пока МАУ было в руках государства, проблем не было. Но уже в 2011 году начались «странные», по версии следствия и Службы безопасности Украины (СБУ) ремонты. Самолеты различных авиакомпаний ремонтировались в ангарах ГП «МА «Борисполь» по небольшой цене, ремонт записывали как стандартные текущие работы. В то же время МАУ выставлял счета другим авиакомпаниям за эти ремонты с учетом дополнительных работ и материалов, которые не были отражены в совместном ремонте с ГП «МА «Борисполь». Так, например, по 10-ти воздушным судам различных авиакомпаний, которые проходили техническое обслуживание в ангаре ГП «МА «Борисполь», МАУ выставила документально подтвержденные счета на общую сумму $2,34 млн, что в свою очередь привело к недополучению дохода ГП «МА «Борисполь» от совместной деятельностью на указанную сумму.

Интересны и другие криминальные дела, которые расследуются правоохранителями. По ним видно, что руководство МАУ вместе с чиновниками ГП «МА «Борисполь» не гнушались воровать даже небольшие суммы. Досудебным расследованием установлено, что с 1 января 2015 года по 1 ноября 2015 года должностные лица аэропорта «Борисполь» и компании МАУ путем злоупотребления своим служебным положением завладели государственными средствами вследствие реализации по заниженной стоимости услуг по обслуживанию авиапассажиров в Премьер VIP-зале терминала «D». Материальный ущерб (убытки) государству составил 115,56 тыс. грн.

Также от деятельности топ-менеджмента и акционеров МАУ пострадало еще одно государственное предприятие «Укрпочта». МАУ взяло в аренду у «Укрпочты» помещение в аренду, но не платило за него. Согласно решению суда, МАУ обязана выплатить более 200 тыс. грн задолженности, но авиакомпания не спешит выполнять решение суда.

Даже эти несколько дел, которые расследует НАБУ, полиция, СБУ и прокуратура, показывают, как топ-менеджмент МАУ и коррумпированные руководители аэропорта «Борисполь» через различные схемы разворовывают огромные государственные средства.

Недоплаты в бюджет за счет «скидок» и коррупции, обогащение владельцев частной авиакомпании МАУ, которые никак не отражаются на стоимости билетов, эти факты не могут не вызывать вопросов не только у правоохранителей, но и украинских чиновников и руководства страны, которые на словах так пекутся о народном благе. А на деле — содействуют быстрому обогащению олигархов за счет населения.

Мало того, МАУ еще и подает в суд на государство, в лице Мининфраструктуры, требуя компенсировать им десятки миллионов гривен «потерь» от прихода лоукостера. Цинизм поражает.

От жадности страдает сервис и безопасность


Но денег, украденных у государства в результате таких схем акционерам и руководству МАУ явно недостаточно. В мае 2018 года стало известно, что МАУ через суд добилась отмены уплаты 147 млн грн авиационного сбора за болем чем 3 года с начала 2014 года. При этом с пассажиров этот авиационный сбор авиакомпания брала как надо - по $2 и $0,5 за каждого пассажира международного и внутреннего рейса соответственно. Теперь эти деньги не пойдут в бюджет страны на счета Госавиаслужба. Хотя все остальные авиакомпании этот сбор в указанный период платили.

Помог «сэкономить» эти немалые деньги экс-глава Госавиаслужбы Денис Антонюк, который назначен главой Госавиаслужбы 12 марта 2014 года, а до этого около 7 лет проработавший в МАУ на должности одного из топ-менеджеров. Антонюк сейчас под следствием, но, вероятно, и это дело развалится.

Казалось бы, пора и остановиться. Но в МАУ не забывают и о своих пассажирах. Сотни и тысячи жалоб на сервис авиакомпании в соцсетях и СМИ. Отвратительным сервисом и ценами возмущаются даже народные депутаты, которые далеко не бедные люди.

Нардеп и журналист Сергей Лещенко в прошлом году устроил скандал из-за невкусного бутерброда, купленного им на борту самолета авиакомпании МАУ.

«Недавно я летал в Грузию и от безнадеги заказал еду в самолете МАУ. Вкус был, как будто ты жевал подошву своих кроссовок. Но меня заинтересовало, кто же продает эту «еду» на борту», – написал он на своей странице в Facebook, опубликовав фото чека, согласно которому бутерброд стоил 120 гривен.

По его словам, продавцом оказалась фирма приближенного к партии «Народный фронт» бизнесмена Артура Гранца. То есть даже на пассажирах руководство МАУ не гнушится использовать схемы.

Некоторых пассажиров из-за проблем МАУ в прямом смысле пытаются выкинуть из самолета. Так 4 июня из-за замены самолета на рейс PS925 в Краков не хватило 8 мест. Одного из «счастливчиков» Феликса Кусаева, который прошел паспортный контроль с посадочным талоном пытались не пустить на борт, а затем и высадить с самолета.

«Короче, собрали и полицию и военных (xорошо, что обошлось без снайперов на крыше) - в общем целый консилиум из служб. Но вот, неувязочка - все электронные документы у меня на руках, законы действительны, ведь их никто не отменял .... Далее, минут через тридцать явился - не запылился представитель МАУ, который с укором говорил, что из за меня страдают другие пассажиры и тд.и тп. Видимо, он рассчитывал, что те наконец-то возмутятся и устроят мне чуть ли не суд Линча. Нифига подобного! По реакции пассажиров я увидел миниатюрную модель того самого гражданского общества, которое боле3ненно реагирует на любой правой беспредел! Все люди единогласно высказались в мою поддержку. Что примечательно!!! Примерно 40% пассажиров были иностранцами, которые встали стеной на мою защиту. От такого напора у сотрудника МАУ аж веко задергалось!», - написал в Facebook Кусаев.

Ситуация могла закончиться грубой силой, но кто то подсказал сотруднику МАУ, что нужно предложить денежную компенсацию другому пассажиру, который готов улететь завтра. Стандартная практика для других авиакомпаний во всем мире, но МАУ пыталась сэкономить даже тут 200-300 евро, задерживая рейс и создавая неудобство пассажирам, а также службе безопасности аэропорта.

Возмущают пассажиров и переделанные самолеты, которые используются на дальнемагистральных рейсах. Места повышенного комфорта оказываются даже «пониженного», а компенсацию и возврат средств за эту опцию МАУ даже не собирается возвращать.

Из отзывов сотен пассажиров, которые воспользовались услугами МАУ, видно, что больше всего их беспокоит техническое состояние самих самолетов. Ведь за последние 2-3 года произошло чрезмерное количество происшествий, связанных с техническим состоянием самолетов: поломки шасси, компьютеров самолета и т.д., как результат аварийные посадки и многочасовые задержки рейсов. Одновременно у компании может выйти из строя несколько самолетов.

Мировая практика в авиаотрасли показывает, что коррупция, схемы и банальная экономия на техническом обслуживании самолетов, к сожалению, ведет к трагедии и подвергает риску сотни пассажиров. Надеемся, что у правоохранителей все-таки получится остановить воров-чиновников, менеджмент и руководство МАУ и не допустить худшего сценария. А десятки миллионов гривен не будут вымываться ежегодно из госбюджета и карманов пассажиров.

from-ua.com
Вернуться назад