Чего ждать от реформы здравоохранения?

Чего ждать от реформы здравоохранения?
В минувший четверг губернатор Донецкой облас­ти Андрей Шишацкий провел заседание коллегии областной государственной администрации. Среди прочих на ней обсуждался вопрос о ходе проведения реформирования системы здравоохранения в Донецкой области.

С докладом выступила заместитель председателя Донецкой областной государственной администрации – начальник главного управления здравоохранения Елена Петряева.

По ее словам, медицинская реформа проводится с целью улучшения качества жизни и продления экономической активности граждан.
Необходимо заметить, что данная программа внедряется в пилотном режиме. Донецкая, Винницкая, Днепропетровская области, город Киев станут пионерами и проведут апробацию новой системы оказания медицинской помощи с выявлением рисков и отработкой мероприятий по их минимизации, а позже поделятся приобретенным опытом со всей Украиной.

В связи с этим был выделен ряд задач:

– проведение реструктуризации сети лечебных учреждений с учетом потребностей населения в медицинской помощи разных уровней;
– формирование оптимальных маршрутов пациентов;
– тестирование новых принципов финансирования здравоохранения и оплаты труда медицинских работников;
– отработка новых механизмов контроля качества медицинской помощи.

В своем докладе начальник управления здравоохранения выделила четыре основных принципа проведения реформы: открытость, доступность, взаимодействие с общественностью и работа, направленная на перспективу.

Пилотная программа состоит из двух ключевых пунктов: реструктуризация помощи по уровням ее оказания и замена механизма финансирования. Все это делается для того, чтобы оптимизировать структуру здравоохранения и правильно распределить задачи между его подразделениями, что должно привести к заметному повышению качества отечественной медицины. Процесс внедрения реформы условно разбит на три этапа.

Центры ПМСП

Первый этап реформирования стартовал еще в 2010 году и завершится 1 января 2012 года. Он включает в себя преобразование структуры первого уровня оказания медицинской помощи и выглядит следующим образом: задачи и структура фельдшерско-акушерских пунктов остаются без изменений, но для приближения первичной медицинской помощи к населению в отдаленных районах создадут медпункты и кабинеты для выездных врачебных приемов. Также они будут функционировать в школах, вузах и других учебных заведениях.

Основные функции врачебных амбулаторий тоже не претерпели изменений. Они по-прежнему будут заниматься проведением профилактических мероприятий, диспансерным наблюдением и оказанием квалифицированной внебольничной медицинской помощи. Изменение заключается в том, что амбулатории потеряют статус юридического лица, что избавит их от необходимости заниматься финансово-экономической деятельностью и позволит сосредоточиться на своих прямых обязанностях.

Перечисленные выше учреждения войдут в состав центров первичной медико-санитарной помощи. Эти цент­ры, помимо плановой и неотложной помощи, обеспечения льготной категории населения медикаментами, постоянного контроля над качеством медицинской помощи, будут заниматься планированием, координацией деятельности структурных подразделений, а также финансовым и организационным менеджментом. Являясь юридическими лицами, центры ПМСП (первичной медико-социальной помощи) возьмут на себя ответственность за получение лицензий на медицинскую практику и наркотические препараты, закупку медикаментов, оборудования и расходных материалов.

Каждому центру – индивидуальный подход!

Как отметила Елена Петряева, при создании центров ПМСП важен индивидуальный подход к каждому населенному пункту: «Например, для максимально эффективного использования имеющихся ресурсов здравоохранения города Мариуполя при оказании первичной медицинской помощи населению планируется организовать пять центров с учетом концентрации населения вокруг промышленных узлов и удаленности от других лечебных учреждений. Самый крупный центр ПМСП в Мариуполе будет рассчитан на 122 тысячи жителей. В его состав войдет 5 амбулаторий, 3 вновь организованных медицинских кабинета, дневной ста­ционар на 70 мест и 2 пункта неотложной помощи».

Медицинская помощь в районах области будет организована несколько иначе. Все имеющиеся сельские учреждения объединят под управлением центров и дополнят новыми подразделениями, преимущественно в городской местности.

«Например, первичная медицинская помощь в Красном Лимане пополнится двумя новыми амбулаториями. Одна уже открыта, другая будет создана на базе участковой службы центральной районной больницы», – рассказывает Елена Петряева.

Кадры решают все

Еще одним нововведением станет семейная медицина. Согласно Закону Украины «О внесении изменений в Основы законодательства о здравоохранении Украины», все участковые врачи обязаны переквалифицироваться в семейных докторов до 2020 года.

Однако тут возникает проблема острой нехватки кадров. «Укомплектованность Донецкой области участковыми терапевтами составляет 64%, педиатрами – 75%, половина из них – лица пенсионного возраста. Однажды мы можем проснуться утром и узнать, что остались без докторов!» – заявляет Елена Петряева. А ведь для проведения реформы необходимо укомплектовать центры тремя тысячами врачей общей практики.
Вопрос подготовки молодых специалистов планируется решать за счет местных бюджетов и других источников финансирования, но с условием заключения договора на отработку определенного времени в данной местности. Подобная практика Украине не в новинку – она успешно применяется в Киеве и Днепропетровской области.

Еще одна проблема – обеспечение нового медицинского персонала жильем. За текущий год Донецкая область лишилась тридцати специалис­тов просто потому, что их некуда было поселить.

Медицина должна быть качественной!

Второй этап включает в себя реформирование экстренной медицинской помощи путем создания единого областного центра медицины катастроф с сетью станций и пунктов временного базирования выездных бригад, для повышения оперативности работы.

С какой целью это делается? Все экипажи экстренной помощи будут управляться из единого центра без привязки к административной территории, что позволит наиболее эффективно распределять силы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, крупных аварий или эпидемий. Кроме того, внедрение единого центра управления упростит процедуру создания современной диспетчерской службы, проект которой уже разработан. Ее укомплектуют инновационной системой связи и компьютеризированными рабочими местами, что должно существенно повысить возможности оперативной связи с пациентом, а также обеспечить наиболее рациональный маршрут каждого санитарного автомобиля.

Важную роль играет еще и факт перехода службы экстренной помощи на финансирование из областного бюджета, что поспособствует увеличению объемов оного.

Но и тут не обойдется без трудностей. «Автопарк службы «скорой помощи» требует обновления, и это суперпроблема. Ведь потребность области – более 900 автомобилей, – говорит Елена Петряева. – В наличии на данный момент 432 единицы, и состояние 70% из них оставляет желать лучшего». Но из государственного бюджета на область выделено 20 миллионов гривен, что позволит обновить автомобильный парк.

«Мы надеемся, что проведение второго этапа реформы существенно сократит время, необходимое бригаде, чтобы приехать к больному, повысит качество оказания помощи и снизит уровень смертности на догоспитальном этапе».

Третий этап реформы приходится на 2012 год и включает в себя изменение принципов и приемов руководства, укрепление материально-технической базы, обучение персонала, развитие само- и взаимоконтроля, а также внедрение протоколов и стандартов в лечебно-диагностический процесс. Приоритетом здесь является усовершенствование контроля над качеством оказания медицинской помощи.

В заключение Е.Петряева напомнила присутствующим, что реформа здравоохранения касается каждого, и призвала всех принять активное участие в ее корректировке и проведении.

Игорь ГОМОЛЬСКИЙ
Вернуться назад