В здоровом теле

В здоровом теле

Как накачать «кубики» на животе? Что бы такое съесть, чтобы похудеть? Этими вопросами озабочены многомиллионные ряды тех, кто стремится иметь хорошую фигуру. А ответ на эти, казалось бы, такие разные, вопросы один: активность, тренировки и спортивное питание. Рынок спортивного питания стремительно развивается следом за украинским рынком фитнес-услуг.

Растём и развиваемся


Несмотря на экономическую нестабильность последних лет рынок спортивных и фитнес-услуг в Украине развивается. По данным информационно-аналитической платформы мониторинга, исследований и прогнозирования в области фитнеса FitnessConnectUA, число посетителей фитнес-центров в Украине превышает 2,4 % населения, а годовой оборот отрасли — $200 млн. Для сравнения: в Польше фитнесом занимается больше 7 % населения, в среднем по Евросоюзу — больше 10 %. Цифры по Украине с учётом теневой части экономики можно смело умножать на два. А эксперты платформы прогнозируют дальнейший прирост вовлечённости украинцев в борьбу за красивое и здоровое тело, а вместе с тем и развитие рынка отечественного спортивного питания, — минимум на 1 % ежегодно.

Помесь фермы и аптеки


Современное спортивное питание идеологически — помесь фермы и аптеки, недаром его производством занимаются и молочные, и фармацевтические компании. То есть по составу это концентрат различных пищевых элементов органического происхождения, очищенных и обработанных для максимально лёгкого усвоения организмом. Спортивное питание может включать в себя витамины, минералы и другие добавки; выпускается в форме порошков, жидкостей, облонгов и жевательных таблеток, батончиков. В зависимости от целей приёма и состава всё это делится на группы.

Так, гейнеры (смесь белков и углеводов) и протеиновые коктейли (белковые изоляты) используют для ускоренного набора мышечной массы. Аминокислоты лейцин, валин, изолейцин (ВСАА) участвуют в метаболизме, синтезе и усвоении белка, сохраняют мышечные волокна при похудении и подавляют аппетит. Применяются гейнеры вместе с протеиновыми коктейлями при наборе мышечной массы и при похудении.

Далее, жиросжигатели — термодженики: они активируют распад жира, подавляют аппетит, усиливают эффективность тренировок. Чуть особняком стоит L-карнитин — витаминоподобное вещество, транспортёр жировой ткани в митохондрии мышц. Основной эффект от приёма L-карнитина при аэробных тренировках — снижение жировой составляющей тела и развитие рельефа мышц. Ещё есть креатин, оксид азота и разные по составу «энергетики» для предстартового приёма.

У всего спортивного питания есть общие «но»: оно противопоказано людям с онкологическими проблемами, требует медицинского контроля и консультаций при эндокринных нарушениях и сердечно-сосудистых патологиях.

Откуда «дровишки»?


В Украине до недавнего времени основным спросом пользовалось спортивное питание производства Optimum Nutrition (США) и Olimp Labs (Польша). Из-за его цены примерно 50 % завозится по «серым» схемам, без контроля качества, а рост спроса приводит к наращиванию массы контрафакта и просто подделок. Украинские производители представлены брендами PowerPro компании «Витапак», «Ванситон» производства «ДелМас», Extremal, выпускаемый ЧП «Экстремал». Протеины выпускают Бучачский сырзавод и компания Техмолпром (Гадячский протеин).

В начале 2017 года с амбициозными планами — занять за год не меньше 10 % рынка — к производству украинского спортивного питания присоединился одесский «Интерхим» с брендом SmartPit. В отличие от других производителей это предприятие — фармацевтическое. Одесский производитель утверждает, что сырьё для SmartPit закупает в Германии и Швейцарии, а стандарты качества будут на обычном для него уровне выпускаемых лекарственных препаратов.

Триединство фитнеса


Конечно, нам и в этом вопросе пока далеко до мировых лидеров. По прогнозу Zion Market Research, в ближайшие 5 лет среднегодовые темпы роста мирового рынка спортивного питания превысят 8,1 % и к 2022 году составят $45,27 млрд. Эксперты Euromonitor для стран Евросоюза прогнозируют более высокие темпы — 11 % прироста в год. Лидерство по объёмам продаж спортивного питания сохранят США, а среди производителей — транснациональные корпорации Abbott Laboratories, Coca-Cola Co., Nestle SA, General Mills.

Но давайте помнить, что спортивное питание не заменяет полноценный рацион, а только дополняет его; не заменяет тренировки, а только делает их более эффективными. А правильный подбор всех трёх компонентов фитнеса: диеты, тренировок и спортивного питания, — должен определяться целью, ради которой эти действия предпринимаются. В этом аспекте закономерно, что сейчас в Украине основными экспертами по всем трём упомянутым направлениям выступают одни и те же специалисты «узкого профиля» — тренеры в фитнес-центрах.

Zavarnik
Вернуться назад