Отдадим в хорошие руки?

Отдадим в хорошие руки?

Революционный законопроект № 2413а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно консолидации функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг» подготовили ко второму чтению в Верховной Раде. Ключевой момент — ликвидация Нацкомфинуслуг и передача его полномочий Нацбанку и Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Эта мера повлечёт нешуточные изменения в работе всего сектора.

Черты будущего


В открытом доступе последней редакции законопроекта нет. Депутаты и эксперты, которым удалось его увидеть, утверждают, что в сравнении с первым чтением текст изменился не в лучшую сторону. А представители флагмана продвижения закона — фракции БПП уверяют, что спорные моменты уже убрали в ходе обсуждения в рабочих депутатских группах. Пока что общественности предложили документ «Будущее в регулировании небанковского финансового сектора», где очертили основные изменения для финансистов.

Итак, под начало НБУ перейдут страховые компании и посредники, лизинговые компании и юрлица, предоставляющие такие услуги, факторинговые компании, кредитные союзы, бюро кредитных историй, ломбарды и другие финансовые учреждения, занимающиеся обменом валют, переводом средств, предоставлением займов и гарантий и прочих финуслуг.

А планка всё выше…


Выделив в отдельную группу страховщиков, НБУ собирается поделить остальных на две категории: работающих с собственными средствами, и тех, кто использует средства, привлечённые на открытом рынке (например, депозиты). Ко 2-й категории выдвигаются очень строгие требования, почти как к банкам: первоначальный и регулятивный капитал не менее 5 млн евро; норматив достаточности регулятивного капитала не ниже 8 %; концентрация кредитных рисков на одного контрагента не выше 25 %, норматив мгновенной ликвидности не ниже 60 %. Не сразу, но обязательно.

Исключение может быть сделано для кредитных союзов. В ЕС подобные организации могут кредитовать за счёт привлечённых средств без соблюдения требований к капиталу и жёстких нормативов. Но чтобы такое правило работало в Украине, нужно ещё получить разрешение от европейских партнёров. В этом случае кредитные союзы получат эксклюзивное право привлекать средства «с улицы» и выдавать за счёт них займы. Все прочие небанковские учреждения смогут получать средства только от юрлиц.

Страховщикам собираются поднять планку минимального капитала до 2,2 млн евро (для страхования жизни — 3,2 млн). Учитывая что сейчас это 1 и 1,5 млн грн соответственно, намерения НБУ «почистить» страховой рынок более чем очевидны.

НБУ возьмёт под строгий контроль и платежеспособный капитал, технические резервы, размер соответствующих собственных фондов и их лимиты. Пока конкретики по этим пунктам нет, но повышать нормативы обещают плавно.

Самые честные намерения


Остальные финансовые компании могут пока выдохнуть: требовать от них выполнения каких-либо нормативов или устанавливать минимум капитала не будут. Или будут, но позже и «необременительно».

Но есть и общие требования, которые придётся выполнять всем финкомпаниям. Первое — лицензирование всех видов деятельности в НБУ. В лицензию включат лишь «логически оправданные» для основного вида деятельности вспомогательные услуги. Кроме того, небанковским структурам предъявят общие требования к корпоративному управлению и деловой репутации менеджмента.

НБУ заверяет в самых честных намерениях: новые правила-де защитят нас от мошенников и некомпетентности. «Мы считаем, что принятие этого закона… приведёт к укреплению финансового рынка в целом. Потому что синергия от совместной работы страховых компаний и банков — она очень сильна. Это мы наблюдали в годы, предшествовавшие первому кризису 2007–2008 годов… Это и укрепит банки, защитит их риски, и даст толчок для дальнейшего развития страховых компаний… Это позволит развивать, в том числе, второй уровень пенсионной реформы», — заявила замглавы НБУ Екатерина Рожкова.

Про ои


Статистика работы трёх действующих на сегодня регуляторов не в пользу НБУ: за 3 года, что проект гуляет в Раде, 60 % банков признаны неплатежеспособными. Один лишь небанковский финансовый рынок потерял 1,5 млрд грн физлиц, вложенных финучреждениями в банки. Кредитов выдано меньше 19 млрд грн (физлицам 10,8 млрд и юрлицам 7,8 млрд); при этом небанковские финучреждения выдали 45 млрд грн кредитов. Налицо падение объёмов торгов акциями и заинтересованности иностранных инвесторов.

По мнению гендиректора Объединения финучреждений Виктории Волковской, законопроект нанесёт большой ущерб финансовому рынку в целом. Согласен с этим мнением и Сергей Носенко, старший управляющий директор International Investment Partners LLC, основатель общественной организации «Розвиток». Он считает, что предлагаемые меры вынудят мелких и средних украинских страховщиков уступить место крупным международным компаниям. Ужесточение требований приведёт к череде банкротств и новым потерям миллиардов гривен в первую очередь рядовых клиентов. Государство гарантирует возврат депозитов физлиц (до 200 тыс. грн). Но на страховом рынке никаких гарантий нет, кроме выплат по ОСАГО. Банкротство или отзыв лицензии страховой компании — это потеря клиентом всех премий.

Основная же опасность в том, что НБУ, чьей основной функцией должна быть монетарная, хочет сам разрабатывать нормы регулирования, следить за их выполнением и, пользуясь статусом независимого госоргана, оставаться бесконтрольным.

«Вместо чёткого и комплексного законодательного регулирования небанковского финсектора можем получить неограниченное ручное управление со стороны НБУ и большое поле для злоупотреблений», — отмечает председатель Комитета ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк.

Пока далеко не все депутаты готовы голосовать за предложенную редакцию законопроекта. Сомневаются даже те, кто поддержал вынесение его на второе чтение. Если проследить логику документа, из неё вытекает перспектива контроля НБУ и над прочими, несвязанными сферами. Согласится ли с такой логикой большинство в ВР, покажет ближайшее время.

Zavarnik
Вернуться назад