Электромобильность по-украински

Электромобильность по-украински

Со следующего года импорт электромобилей может резко подорожать в связи с окончанием действия закона, обнуляющего НДС и акциз на них. Но в Украине планируется выпускать электромобили собственного производства, обнадёжил министр инфраструктуры Владимир Омелян. Правда, через пять лет…

Концепция европейская, ситуация украинская


Годом ранее Мининфраструктуры разработало «Концепцию развития рынка электротранспорта в Украине». Для разогрева рынка предлагают до 2023 года отменить пошлины на ввоз электрокаров, ввести налоговую скидку 18 % для покупателей, предоставить бесплатные стоянки, оборудовать 5 % паркомест зарядками и разрешить проезд электромобилей по полосам общественного транспорта. А чтобы развивалась инфраструктура — отменить НДС на ввоз зарядных станций, лизинг и аренду электромобилей.

На втором этапе должны быть отменены ввозные пошлины на комплектующие и зарядные станции. И привлечены инвестиции для организации собственного их производства.

В значительной степени эти льготы копируют стимулирующие меры, которые вводились в ЕС на старте электромобилизации. Но в Украине экономическая ситуация, инвестиционный климат и платежеспособность могут погасить эффективность этих стимулов.

Напряжение на входе


В 2017 году украинцы купили 3818 электрокаров — 50 % ныне бегающих по стране, а за первое полугодие 2018-го — 1628. Число станций подзарядки за год выросло в 4 раза. Судя по динамике, интерес есть, и немалый; но позволить себе такую покупку могут немногие. Льготный ввоз новых дорогих электромобилей — это реверанс в сторону тех, кому доступны авто за $15 тысяч и выше. Они-то и формируют сегодняшний спрос.

Мининфраструктуры ожидает, что уже через 2 года доля электрокаров в Украине составит 15 %. Но сегодня это всего 0,1 %… Без создания внутреннего масс-маркета выйти на эти ожидания не удастся и через 5 лет. А через 10 лет мы получим кальку ситуации на авторынке, разве что евробляхи получат приставку «электро». Ведь для стимулирования собственного производства или сборки может быть задействован протекционистский механизм, то есть ввозимые электромобили вновь обложат поборами, закрывая внутренний рынок. И народ будет массово пересаживаться на иностранный секонд-хенд, просто обновляя блоки батарей.

Сценарий догоняющего развития


«ЗАЗ» уже показывал электромобиль Lanos, который в серию не идёт по той простой причине, что он на 60 % дороже бензиновой версии. Заинтересованность в лёгких коммерческих автомобилях есть со стороны почтовых операторов, но это другой сегмент рынка, на котором конкуренция уже высока. То есть без госзаказа со всеми его минусами не обойтись. А ведь первая «Таврия-Электро» с запасом хода в 130 км была представлена ещё в 1991 году! И если бы в то время на неё обратила внимание, например, государственная почтовая служба, сегодня украинское электромобилестроение могло бы выглядеть по-иному.

При догоняющем развитии рассчитывать на интерес отечественных покупателей к отечественным же электрокарам не приходится. Сегодня они по-прежнему доступны для весьма узкого круга лиц, которые в принципе не рассматривают всерьёз отечественный продукт. Но без опоры на внутренний спрос не может стартовать собственное производство…

Миллионный рынок


Возврат 18 % НДФЛ не только для новых электрокаров, но и для переоборудованных на электротягу обычных машин, может стать драйвером роста для всей цепочки гипотетического отечественного электромобильного производства. В Украине уже выполняют подобные работы по цене от $5 тысяч за единицу. Подключение незагруженных мощностей украинских автопроизводителей, переход на собственную аккумуляторную базу с налоговыми вычетами за переоборудование может заметно удешевить вопрос.

К тому же, как показывает опыт западных производителей, цену переоборудования можно ещё минимизировать, если батареи можно будет не только покупать, но и брать в лизинг. Через 5–10 лет их демонтируют и оставляют работать в качестве накопителей энергии в быту или на производстве. Для запуска такого цикла в Украине нужно наладить производство литиевых батарей. Сырьё и аккумуляторные заводы есть; Концепция предусматривает и налоговые льготы (на 15 лет для добытчиков лития и производителей батарей).

Но кроме льгот инвесторам необходимы гарантии спроса. Программа массового переоборудования автомобилей в Украине такие гарантии обеспечит. Дело за созданием непротиворечивого законодательного поля, стимулированием автовладельцев и внедрением новых технологий: мир не стоит на месте, и литию активно ищут замену.

Минус на минус — это плюс


Итак, западный путь субсидирования покупок электрокаров нам не по карману. Но в Украине десятки тысяч нерастаможенных обычных авто, и их продолжают завозить, вызывая обострения хронического конфликта между чиновниками и автовладельцами. Небольшая коррекция законодательства — и зарубежный бензиновый автоутиль станет электротранспортом с беспошлинным ввозом. Установку лизинговой батареи можно частично компенсировать продажей на лом двигателя — на радость металлургам, испытывающим дефицит сырья.

Между тем, судя по риторике официальных лиц, ставка делается на привлечение зарубежных производителей для выпуска электрокаров на территории Украины. Но пока в очередь на границе выстраивается только чадящий автоутиль. И даже льготы на ввоз электрокаров на будущий год не продлены. Законопроекты 8159 и 8160, которые пролонгируют льготы и благоприятствуют развитию электромобильной отрасли, тоже не приняты. Да и для кого они окажутся благоприятными — ещё вопрос. Пока предусматривается обнуление НДС для импорта электромобилей и компонентов, но не для производства внутри страны. Согласно Концепции это задача третьего этапа, к которому следует перейти через… 10 лет.

Кстати, аппарат Рады уже определился с предпочтениями. Через ProZorro для парламента планируется приобрести 6 Hyundai Ioniq Electric за 5,4 млн грн…

Zavarnik
Вернуться назад