Не прячьте ваши денежки…

Не прячьте ваши денежки…

Евросоюз начинает процедуру имплементации директивы AML-5 в национальные законодательства. Новые «антиотмывочные» положения обязывают банки усилить контроль над перемещением капиталов и источниками их происхождения. Отныне власти Содружества намерены контролировать все деньги граждан.

Прощай, анонимность!


С банковской тайной Европа попрощалась несколько лет назад. Директива AML-5 лишь закрепляет это. Согласно этой директиве на базе национальных реестров должен быть создан европейский реестр бенефициаров.

Доступ к общеевропейской базе бенефициаров обещают сделать свободным. AML-5 декларирует открытую возможность для любого желающего получить данные о физических лицах, контролирующих ту или иную компанию. Но нет причин сомневаться, что реальный доступ может быть ограничен подзаконными актами или инструментально.

Согласно директиве, к 20 сентября 2020 года во всех государствах ЕС будут сформированы реестры владельцев текущих и сберегательных счетов и банковских сейфов. Фигурантами списков должны стать все физические и юридические лица, а финансовая разведка получит полный доступ к этой информации.

Банки при открытии счетов будут проверять граждан по этому же реестру бенефициаров и в случае выявления расхождений с наличными банковскими данными обязаны информировать об этом «кого следует». Снижен до 50 евро порог предоплаты для операций онлайн с картами. При этом «разоблачиться» необходимо уже при внесении на карту 150 евро (ранее лимит составлял 250 евро).

Карты, деньги, золото


Новые правила не задевают большинство наших соотечественников. Однако уже в ближайшем будущем те из них, кто планирует открыть счета в европейский банках, столкнутся с ужесточением проверок и, вероятно, необходимостью предоставления дополнительных данных об источниках доходов. Украина отнесена к категории стран с высоким риском отмывания средств.

Также Совет ЕС и Европарламент согласовали ужесточение правил ввоза и вывоза наличных денежных сумм. Пересекающих границы ЕС обяжут декларировать перевозимую наличность, если она превышает 10 тысяч евро. Нюанс в том, что, по решению евробюрократов теперь к наличности причисляются не только банкноты, но также чеки, предоплаченные банковские карты и даже золото. Касается ли это украшений — ещё предстоит выяснить. AML-5 начнёт работать на территории европейских стран в 2020 году; а новые правила перемещения через границу всего, что квалифицировано как наличность, вступают в силу через 20 дней после опубликования в официальном вестнике ЕС.

Европейский вектор гласности


Украинские регуляторы также постепенно сужают поле свободного перемещения финансовых средств. Частью этой политики является борьба с наличными, перемещения которых отследить намного сложнее, чем движение денег на картсчетах.

В конце прошлого года Национальный банк Украины понизил предельную сумму расчётов наличными со 150 до 50 тысяч грн — и это при том, что гривня за последние годы существенно девальвировала, то есть в реальном выражении сумма снизилась намного значительнее.

Гражданам необходимо подтверждать происхождение средств при осуществлении банковских переводов на сумму более 150 тысяч грн. Вдобавок банки обязаны делиться информацией о движении средств на личных счетах физлиц-предпринимателей.

А в середине года был создан и прообраз единого реестра счетов физических и юридических лиц — пока в виде базы должников по алиментам. После обкатки этот опыт может быть масштабирован на всё украинское общество, тем более что это совпадает с вектором европейской финансовой политики.

Презумпция вины


Украина не является членом ЕС, то есть формально у нас нет обязательств внедрять у себя директивы Еврокомиссии. Однако надо понимать, что работающие в Украине европейские банки будут распространять подобную практику в собственной деятельности.

Декларированные европейские устремления Киева также способствуют тому, чтобы постепенно привести действующие в стране правила к общеевропейским нормам. Поэтому реализация отдельных пунктов AML-5 в Украине — вопрос ближайшего будущего. Новые правила позволяют повысить уровень государственного контроля за перемещением капиталов и вести ещё более бескомпромиссную борьбу с уклонением от налогов в надежде наполнить госбюджет.

Кроме финансового интереса есть и мировая практика, которая не оставляет возможностей для маневров и смягчения контроля. Отказ от курса на усиление контроля ведёт к падению позиций страны в «антиотмывочных» рейтингах, а это неизбежно потянет за собой последствия в виде усложнения международных финансовых операций для украинских компаний и падения инвестиционной привлекательности страны. Для «непонятливых» может быть включён и санкционный режим.

Тот факт, что уровень террористической активности в мире, несмотря на эти меры, не снижается, а львиную долю налогов недоплачивают как раз крупные компании путём «оптимизации» налогообложения, вопреки логике стал аргументом для ограничения свободы людей распоряжаться даже относительно небольшими частными капиталами.

Так благая цель борьбы с терроризмом, отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов стала поводом для всемирной атаки практически на любые доходы частных лиц.

Zavarnik
Вернуться назад