2:0 не в нашу пользу

2:0 не в нашу пользу

Всемирная торговая организация приняла второе решение из четырёх по торговым спорам Украины и России. К сожалению, оба решения не в нашу пользу. В очередном раунде спарринга с Москвой счёт пока 2:0. Что дальше?

Бьём горшки


Последние четыре года выдались совсем не мирными, и на полях торговых сражений в том числе. Украина и Россия наперегонки вводят друг для друга всё новые ограничения, а взаимные претензии передают на рассмотрение во Всемирную торговую организацию (ВТО). Её функция — разбираться в таких конфликтах. Но пока что «разборки» не помогают Украине.

Так, в 2015 году мы подали иск в ВТО по поводу введения Россией ограничений на импорт оборудования для железных дорог: вагонов, стрелочных переводов и прочего. Эта мера была введена в 2014 году, и её очень быстро ощутили на себе Крюковский вагоностроительный завод, Днепропетровский завод стрелочных переводов, предприятие «Азовобщемаш» и Харьковский машиностроительный завод ФЭД. Украина, аргументируя свои претензии необоснованностью действий оппонента, потребовала допустить опальные товары назад на российский рынок.

Россия в свою очередь пожаловалась на ввод Украиной антидемпинговых пошлин на продукты из аммиака. Их ввели в том же 2014 году — на 5 лет. А в 2017 году добавили дополнительные пошлины для российского карбамида и карбамидно-аммиачной смеси (31,84 %). В марте этого года увеличили ставку защитных пошлин на российскую аммиачную селитру; на сегодня она составляет 42,96 % (для ПАО «Дорогобуж» — 29,25 %). Требования Москвы — устранить нарушения в антидемпинговом расследовании.

Кроме ещё двух дел, ожидающих решения ВТО, есть тяжбы, рассматриваемые на других площадках. В частности — газовые конфликты в ведении Стокгольмского арбитража.

Аммиачная «непоследовательность»


По иску, связанному с аммиачной селитрой, ВТО признало правоту российской стороны. Украине вменили нарушение правил организации и «непоследовательность» действий, связанных с включением в разбирательство частной компании «Еврохим», базирующейся в Швейцарии, разница между внутренними и экспортными ценами которой была минимальной.

Однако неистребимый оптимизм наших властей, кричащих о победе, в данном случае не так уж беспочвенен. Дело в том, что, по сути, признаны нарушения, допущенные при проведении антидемпингового расследования. Их можно устранить и начать новое расследование, введя по результатам новые пошлины, лучше прежних. Во всяком случае Министерство экономики Украины не скрывает подобных планов.

Чиновники делают упор на то, что эксперты ВТО согласились удовлетворить требования Москвы по отдельным процедурным элементам, но частично поддержали и позицию Украины. Вот только аргументы России насчёт политической подоплёки действий украинской стороны были всё-таки услышаны. Это может существенно усложнить нашу позицию в будущем, ведь уже ясно, что эти иски — отнюдь не последние.

Железнодорожный тупик


Суть «железнодорожного» конфликта — в обнулении Россией всех выданных украинским производителям сертификатов безопасности оборудования. Даже тех, которые выдали Беларусь и Казахстан. Это отрезало украинской железнодорожной продукции пути в Россию: как прямые, так и через страны Таможенного союза.

Прямые убытки Украины составили уже миллиарды долларов. Альтернативы экспорту в РФ для этих товаров у нас нет — мы даже закупаем тепловозы в Америке. Экспорт железнодорожного оборудования сократился в 20 раз. Киев потребовал отмены разрушительных мер, то есть, по сути, продолжения сотрудничества с Россией.

Контраргумент Москвы — сертификация оборудования требует присутствия в Украине специалистов из России, что небезопасно уже для самих специалистов. ВТО приняла этот аргумент; впрочем, сертификаты, выданные Беларусью и Казахстаном, постановила не отзывать. При этом важно, что системность нарушений с российской стороны также не признана экспертами ВТО.

Таким образом, на сегодняшний день не окно, так форточка на российский рынок у нас осталась — через Таможенный союз. Если, конечно, Москва не продолжит политику непризнания белорусских и казахстанских сертификатов.

…И прочая «экономическая чепуха»


Итак, на повестке дня, — вернее, текущего года, — остались два спора. Первый — запрет транзита украинских грузов через российскую территорию. Это закрыло нам доступ на рынки Центральной Азии, в первую очередь Казахстана. Запрет на транзит Россия продлевает уже несколько лет. Наши потери — 2 % ВВП в год, миллиард долларов в денежном выражении. Ни на Западе, ни где-либо ещё пристроить эту часть нашего экспорта пока не удаётся. Решение по «транзитному» спору ожидается в декабре.

А с российской стороны на рассмотрении в ВТО — комплексная претензия о санкциях, введённых Украиной в связи с конфликтом на Донбассе и аннексией Крыма. Тут уж причины чисто политические, и оппонентам будет нетрудно доказать это.

Но никто и не надеется, что ВТО примет во внимание лишь экономические аргументы. Главный бенефициар организации — США — вроде бы наш союзник… Хотя в транзитном споре американцы не на нашей стороне. Причиной тому могут быть их интересы, связанные с возможностью введения заградительных мер именно из соображений национальной безопасности, без всякой «экономической чепухи». И Украина с её претензиями в данном случае — лишь удобная возможность создать прецедент, который позволит Штатам обложить пошлинами полмира. Даже вмешательство ВТО не понадобится: национальная безопасность — это вам не экономика!

Впрочем, решения этого комплексного иска нам ещё ждать и ждать. Скорее всего, до следующего года.

Zavarnik
Вернуться назад