Децентрализациия для Украинцев: какой она должна быть

Децентрализациия для Украинцев: какой она должна быть

Реформа децентрализации продолжает оставаться крайне актуальной в Украине четвертый год подряд.

Автором ключевых моментов нынешней реформы децентрализации был один из лидеров партии «Основа» Владимир Полочанинов. В то время, когда он говорил о целесообразности и необходимости проведения реформы децентрализации в Украине, все говорили, что несвоевременно и нецелесообразно. А сегодня, это одна из немногих успешных реформ в государстве.

Однако, без недостатков и ошибок как в ее планировании, так и в процессе реализации на местах не обошлось.

Основной ошибкой была и остается несогласованность Конституции Украины. Законодатели, так сказать, разъединили децентрализацию от изменений в Конституцию. Следовательно, эти два процесса должны идти параллельно, а как показывает настоящее - создание ОТГ обогнало изменение Основного Закона Украины.

Таким образом, возможность объединения в территориальные общины не только сел, но и поселков и городов, не согласуется с ч. 1 ст. 140 Конституции Украины, согласно которой территориальной общиной может быть только «добровольное объединение в сельскую громаду жителей нескольких сел», которое должно иметь статус административно-территориальной единицы.

Некоторые украинцы, чьи деревни вошли в ОТГ, разочарованы реформой и ищут возможности выйти из этого процесса. Но механизм выхода из ОТГ не предусмотрен законодательно.

Кроме этого, с 1 февраля 2018 года Госгеокадастр начал процесс передачи земель за пределами населенных пунктов в собственность ОТГ. Правительство запустило процесс после того, как принял распоряжение о передаче земельных участков сельхозтехнику назначения государственной собственности в коммунальную собственность ОТГ. Таким образом, Кабмин обошел требование дождаться до сих пор не принятых изменений в законодательстве.

Что же в итоге?


Если раньше участники АТО имели первоочередной приоритет в получении земельных участков от Госгеокадастра, то теперь это требование не распространяется на собственность ОТГ, то есть земли сельскохозяйственного назначения.

И пока процесс децентрализации продолжается, необходимо принять и привести в соответствие еще десятки законопроектов, касающихся регулирования земельных отношений и права общин распоряжаться землями за пределами населенных пунктов.

Наиболее весомым в процессе децентрализации, есть, остается и будет актуальным вопрос финансовой децентрализации. Суть ее состоит в передаче полномочий собирать налоги, а значит, и возможность развиваться своим путем, самостоятельно решая, на что тратить средства: или на дорогу, на новую школу или ремонт. Но кроме дополнительного финансового денежного потока, на местные бюджеты легла и часть расходов на образование и здравоохранение, которые ранее финансировались из государственного бюджета.

Процесс объединения остается весьма хаотичным во времени, заставляет Правительство нести расходы по содержанию одновременно двух бюджетных систем - децентрализованной для ОТГ и централизованной для других.

В идеале, ОТГ получает дополнительные финансовые и имущественные ресурсы. В частности:

  • 60% налога на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • 25% экологического налога;
  • 5% акцизного налога по реализации подакцизных товаров;
  • 100% единого налога;
  • 100% налога на прибыль предприятий и финансовых учреждений коммунальной собственности;
  • 100% налога на имущество (недвижимость, транспорт, земля);
  • другие виды доходов (средства, полученные в процессе осуществления госзакупок, различные трансферты, собственные поступления бюджетных учреждений, гранты и т.д.);
  • образовательная и медицинская государственные субвенции.
Сегодня, прибыль предприятий и налог на недра, соответствующей ОТГ, идут вверх, а должны были бы оставаться на тех территориях, где они зарабатываются.

Еще одной серьезной проблемой является - ОТГ недостаточно внимания уделяют финансовым вопросам развития инфраструктуры территорий, акцентируя излишнее внимание на некритических задачах - восстановление парков, фонтанов, памятников и т.п.

Например, на подготовку теплосистем к новому отопительному сезону ОТГ выделяют пока гораздо меньше средств из своих бюджетов, чем на это предполагалось ранее. Такая ситуация и с дорогами в областях.

В чем же заключаются сложности?


Но, во-первых, нужна местная власть, способная прозрачно и эффективно использовать эти ресурсы. Как показывают результаты выборов в ОТГ, подавляющее большинство руководящих должностей общины занимают все те же руководители как и при самоуправлении.

Во-вторых, очень медленно идет процесс создания ОТГ и передачи им полномочий.

В-третьих, не приведены в соответствие с изменениями, в нашем случае - децентрализации, законодательство, вызывает множество противоречий, которые еще проявятся в будущем.

Сегодня Полтавщина - это одна из «кормушек» Украины. Здесь сосредоточен и сельскохозяйственный, и промышленный, и газ и нефтедобывающий потенциалы. Только в Полтавской области добывают 40% от общего количества газа в Украину.

Поэтому мы считаем, что степень децентрализации должна быть значительно выше и значительно больше полномочий, которые сегодня остаются в Киев: земельные, налоговые и другие вопросы должны быть переданы на места. Ведь Полтавщина имеет необходимое количество ресурсов для предоставления более качественных и более разнообразных услуг своим жителям, создание условий для развития предпринимательства, привлечения инвестиционного капитала и для всестороннего улучшения условий проживания жителей общины.

Исправив вышеупомянутые ошибки мы найдем компромисс между центром и регионами ради развития!

Наталія Щербак
Вернуться назад