Лизинг на экспорт

Лизинг на экспорт

Такой финансовый инструмент, как лизинг, пока ещё мало популярен в нашей стране. А ведь его позитивные стороны проверены десятилетиями! Очередная наша публикация на эту тему посвящена одному из специфических видов лизинга — международному. Он позволяет не только получить труднодоступную технику, но и «раскачать» внутренний рынок.

Спрос рождает… лизинг


Как понятно из названия, в этом случае операции проводятся между юридическими лицами из разных стран. Впрочем, могут быть и исключения: так называемый косвенный международный лизинг, когда оба участника соглашения являются резидентами одной страны, но оперируют капиталом иностранных бизнес-структур или представляют собой их части.

Предназначение международного лизинга тоже очевидно: обеспечивать доступ к тем объектам, которые в границах страны недоступны.

Хороший пример — самолётостроение, редкая в мировых масштабах отрасль. Далеко не все государства способны производить самолёты; но свои авиакомпании, а значит спрос на авиатехнику, есть почти у всех стран мира. Вместе с тем приобретение даже одного современного самолёта с немедленным расчётом — дорогое удовольствие с долгим периодом окупаемости. Поэтому воздушные лайнеры, как правило, берут в лизинг.

Но существование даже развитого рынка лизинга внутри страны, не имеющей собственного авиастроения, никак не поможет удовлетворить спрос на самолёты: их попросту не у кого купить, чтобы потом сдавать в аренду. К счастью, существует тот самый международный лизинг, позволяющий получить необходимые модели летательных аппаратов из-за рубежа на приемлемых условиях (в чём-то даже лучших, чем на местном рынке, о чём пойдёт речь ниже).

Эта же логика справедлива в отношении многих других видов уникальной техники и оборудования, которые производятся только в отдельных странах: от спецавтотехники до промышленных станков.

Оживить внутренний рынок


Международный лизинг оказывается особенно полезным для амбициозных компаний на стадии бурного роста, когда нужны новейшие технологические решения — зачастую импортные и дорогостоящие, — а средств на них не хватает.

В масштабах страны международный лизинг может оживить внутренний рынок этой финансовой услуги. Например, сейчас в Украине лизингом пользуются относительно редко, хотя объём сделок стремительно растёт из года в год. Из-за этого рынок оказывается в замкнутом круге: потенциальные лизингополучатели имеют ограниченный выбор лизингодателей, а потенциальные лизингодатели и производители не могут найти, кому на внутреннем рынке дать в лизинг отечественную продукцию. Международный лизинг в этом случае может дать толчок для развития: местные лизинговые компании наработают опыт и капитал на иностранных рынках или наоборот — бизнес получит необходимые ресурсы благодаря иностранным лизингодателям.

Кстати, самым знаменитым и масштабным примером международного лизинга с некоторыми оговорками можно считать программу «ленд-лиза» (lease тут имеет то же значение, что и в термине «лизинг» — аренда). Это как раз были поставки из США в СССР, Британию и другие страны антигитлеровской коалиции всего того, в чём эти государства испытывали потребность: от самолётов, танков и автомобилей до металлургического сырья и пищевых продуктов. Уже после войны часть этой продукции получатели вернули или компенсировали денежными выплатами (та часть, которая была потеряна в ходе боевых действий, по начальной договорённости никак не оплачивалась).

Неоспоримые выгоды


Выгода при использовании международного лизинга заключается ещё и в некоторых налоговых нюансах. В связи с тем, что различные операции, которые включает лизинг, могут очень по-разному облагаться налогом в странах лизингодателя и лизингополучателя, появляется возможность оптимизации общих расходов.

Так, например, на родине лизингополучателя может быть высокий налог с продаж или НДС. Таким образом, стоимость дорогостоящей техники могла бы прирасти ещё на 20–25 %. Но в случае лизинга конечный получатель и пользователь объекта лизинга юридически не является покупателем. Покупателем является лизингодатель. Если в стране последнего налоги с продаж, НДС или налоги на приобретение конкретного вида товара низкие, в выигрыше оказываются все участники соглашения.

Вернуть в страну иностранный капитал


По формальным признакам Украина встроена в общемировую систему лизинга — ещё в 2006-м наш парламент ратифицировал так называемую Конвенцию УНИДРУА (Международного института унификации частного права). Этот документ, впервые принятый мировым сообществом в 1988 году, был призван унифицировать законодательство стран мира в вопросах лизинга. Такое приведение к общему знаменателю различных законодательных систем позволило упростить договорённости о международном лизинге.

С другой стороны, в самом украинском законодательстве, касающемся лизинговых операций, существует много пробелов и недоработок. Участники недавней V международной конференции «Лизинг в Украине: новые возможности и вызовы» говорили в том числе и о необходимости принятия современного закона «О финансовом лизинге», проект которого лежит в Верховной Раде с минувшего года. Авторы законопроекта в пояснительной записке отмечают в частности и ограниченность возможностей для украинских компаний участвовать в международном лизинге: именно несовершенство законодательства и отсутствие стимулов для развития «выдавили» с отечественного рынка иностранный капитал и иностранные лизинговые фирмы.

Zavarnik
Вернуться назад