В ноябре украинский 3G отметил юбилей — 10 лет

В ноябре украинский 3G отметил юбилей — 10 лет

А Vodafone Украина объявил о беспрецедентном эксперименте: в рамках проекта Big Data Lab компания открывает свою информацию заинтересованным разработчикам. В чём связь этих событий и каковы цели эксперимента?

Ключевое слово


1 ноября 2007 года в Украине была запущена первая 3G-сеть, использовавшая «европейский» стандарт UMTS. Под брендом Utel её предоставлял государственный тогда «Укртелеком». С 2012 года она работает под брендом «Тримоб». Но ещё до них связь третьего поколения начали предоставлять частные «Телесистемы Украины» под брендом PEOPLEnet, сделавшие ставку на «азиатский» стандарт CDMA EV-DO. Потом к ним присоединился основной CDMA-оператор в Украине — «Интертелеком». Но очень долго 3G связь оставалась у нас в каком-то смысле эксклюзивом.

Ситуация кардинально изменилась в феврале 2015-го, когда три крупнейших оператора мобильной связи — «Киевстар», Vodafone и lifecell наконец-то смогли получить от государства лицензии на вожделенный диапазон 2,1 ГГц. Вменяемые тарифы привели к тому, что, по данным операторов, смартфонами с 3G пользуется примерно половина абонентов мобильной связи в Украине.

Ключевое здесь слово — «данные». Они и раньше были в достатке у мобильных операторов, но доступность смартфонов и 3G увеличила их поток многократно. Как сообщает Vodafone, в Украине он обслуживает почти 21 млн абонентов, которые ежедневно генерируют 400 ТБ (!) данных на серверах компании. Это не просто данные — это Большие данные, или Big Data , как их принято называть. Известно, что информация — это ценность; вопрос в том, как превратить её в деньги.

Торговля отходами


Появление самого термина Big Data обычно связывают со статьёй 2008 года редактора журнала Nature Клиффорда Линча о сверхбурном росте объёма научных данных и инструментов их обработки. Со временем вырисовались критерии, по которым что-либо можно отнести к категории Big Data : это структурированные или неструктурированные данные гигантского объёма и разнообразия, которые поступают с высокой скоростью и нуждаются в высокоскоростной обработке средствами и методами, отличными от работы с обычными базами данных.

В качестве иллюстрации: ни один из обширных госреестров, будь то база налогоплательщиков или реестр народонаселения, Big Data не являются. Зато астрономические наблюдения, информация от измерительных устройств, метеоспутников и метеодатчиков, потоки сообщений соцсетей — это оно. К этой же категории относятся данные аудио- и видеорегистраторов о местонахождении абонентов сотовой связи, их действиях с использованием сетей. Так что обращение мобильных операторов к теме Big Data вполне естественно.

Здесь важно понимать: данные абонентов, которые собираются у провайдеров, не есть целенаправленная воля. В действительности это отходы, следы деятельности оператора для обеспечения стабильной связи и расчётов. Новые технологии обработки Big Data позволяют мобильщикам трансформировать эти «отходы» в побочный продукт и продавать. Причём эффект их действий в результате ощущают все пользователи мобильных.

Пока — анонимно


Информация об абонентах, которой обладают мобильные операторы: передвижения, трафик, другие поведенческие характеристики, — интересна любым структурам, работающим с массами людей. Это касается и рекламщиков, и транспортников, и ритейла, и даже банкиров. Часть этой информации идёт во внутреннее пользование — как основание для тарифных планов, акций, — словом, на завоевание лояльности клиентов. Параллельно отслеживаются сугубо технические параметры типа загрузки сетей и необходимости строительства ретранслятора в определённой точке. Другая часть идёт вовне — на продажу или в подарок: на основе своих данных «Киевстар» бесплатно сделал для администраций Киева и Одессы тепловые карты распределения транспортных потоков и туристической инфраструктуры. Все это — анонимные, не персонализированные данные; и хорошо бы, чтобы так и оставалось.

Жёсткую персонализацию делает невозможной популярность у абонентов предоплаченных сервисов. Поголовная «контрактность» облегчит работу госслужб, но в наших реалиях может добавить неприятностей обычным пользователям, — утечек данных никто не отменял.

Учиться, учиться и учиться?


Но и «Киевстар», и Vodafone столкнулись с другой проблемой: нехваткой специалистов по обработке больших данных. В украинских вузах таких не готовят. Дело в том, что большие данные — прерогатива немногих очень крупных компаний, а потому спрос на Big Data analyst и тем более на Big Data scientist всегда будет ограничен, — при том, что это узкая специализация, требующая высокого профессионализма. «Киевстар» пошёл по пути выращивания спецов для себя, создав бесплатную Big Data School, и выпустил в прошлом году первую группу студентов, из которых трое остались работать в компании.

Vodafone в Украине работает по несколько иной схеме: делает и продаёт анализ больших данных по конкретным запросам. И надеется, что уже в следующем году эта услуга превратится в побочный продукт — станет полноценной статьёй дохода.

«Цель Big Data Lab — создать целостную и дееспособную экосистему предпринимательской деятельности, построенной на использовании инструментария Big Data и сформировать в Украине рынок Big Datа», — сообщила гендиректор Vodafone Украина Ольга Устинова.

Собственно, именно необходимостью поиска и дополнительной подготовки специалистов можно объяснить эксперимент водафоновской Big Data Lab: его участники, пользуясь доступом к реальным данным компании, должны подучиться, разработать и защитить перед инвесторами свои проекты с использованием больших данных.

Zavarnik
Вернуться назад