Упрощенной системе налогообложения быть?

Упрощенной системе налогообложения быть?

Налоговики и народные депутаты снова заговорили о сворачивании упрощённой системы налогообложения. В ответ предприниматели и эксперты советуют искать корень зла не в малом бизнесе, а «чуточку повыше»…

Необходимость с оговорками


В ноябрьском интервью для «Интерфакс-Украина» и. о. главы Государственной фискальной службы (ГФС) Мирослав Продан напирал на необходимость ухода от упрощённой системы налогообложения: дескать, в других странах это всегда была временная мера, а у нас она слишком затянулась. Это заявление сопровождалось надлежащими оговорками и вескими аргументами: ГФС лишь исполнитель существующих законодательных норм, а упрощённой системой налогообложения успешно пользуется бизнес, который мог бы позволить себе бухгалтера, полноценный учёт и соответствующую уплату налогов в казну.

А тем временем с сентября в парламенте лежит законопроект № 7142. Он не предлагает ликвидировать упрощённую систему налогообложения, но с успехом выдавит из неё многих предпринимателей или потребует от них слишком болезненных дополнительных трат, которые будут сопровождать переход мелкого бизнеса с 1-й группы налогообложения на 2-ю и 3-ю с обзаведением регистраторами расчётных операций (РРО) или книгами учёта доходов и расходов. По подсчётам организации «Союз защиты предпринимательства», эти затраты составят около 14 млрд грн; ещё на 1 млрд грн потянут предлагаемые в законопроекте увеличенные штрафы.

Борьба за справедливость


И Мирослав Продан, и авторы упомянутого законопроекта, каждый со своей стороны, используют одни и те же аргументы. Единый налог и упрощённая система налогообложения хороши для семейной булочной, но ведь ими пользуются и модные бутики, и крупные интернет-магазины, ювелиры… И пропускают мимо бюджета миллиарды гривен. «Разве это справедливо?» — вопрошают госслужащий и нардепы-законодатели. «Наверное, нет», — вынуждены соглашаться мы.

Но реальная доля ущерба, наносимого государству малым и средним бизнесом, полностью обесценивает такую риторику. По оценкам центра социально-экономических исследований «CASE Украина», предприниматели и граждане «не доносят» до госбюджета лишь 10 млрд грн, тогда как из-за офшорных схем олигархов государство недополучает 50–65 млрд грн, ещё 25–70 млрд грн отнимает контрабанда, а в дебрях конвертационных центров и контрафакта растворяются 45 млрд грн.

Не похож малый бизнес на преступников и исходя из данных… самой ГФС! Так, по итогам 10 месяцев 2017 года «упрощенцы» заплатили в полтора раза больше налогов, чем за 10 месяцев 2016-го, при этом физлиц-предпринимателей стало больше почти на 140 тысяч.

Тренд, но не совсем тот…


Мировой опыт не добавляет аргументов сторонникам «закручивания гаек». Исследование украинского Института социально-экономической трансформации, проведённое в этом году и посвящённое как раз детенизации экономики, «упрощенцам» и применению РРО, показало, что форсированное внедрение кассовых аппаратов и их аналогов в малом бизнесе является мировым трендом: в 2015–2016 годах многие страны Европы (в том числе наши соседи), Азии, Америки так или иначе обязали своих предпринимателей фиксировать операции. Но однозначную оценку эффективности таких мер вывести нельзя. МВФ, например, прямо указывает: успешными такие шаги были только вместе с комплексом других мер, зачастую несущих либерализацию налоговых правил.

Это же исследование ссылается на рекомендации Международной организации труда относительно перехода от теневой (неформальной) экономики к формальной. И в основном эти рекомендации, как и следовало ожидать, предусматривают также больший либерализм государства. В том числе и «упрощёнку».

Показательные выступления


Формально очередной законопроект пока остаётся только проектом, а мнение и. о. главы ГФС — лишь частным мнением госслужащего. Более того, Кабинет министров, от премьера Владимира Гройсмана до министра финансов Александра Данилюка, твердит, что на «упрощёнку» никто покушаться не собирается.

Но малый бизнес всё равно насторожился. Опасения небезосновательны. По самым скромным оценкам, упрощённую систему налогообложения пытались отменить или значительно урезать добрый десяток раз. Да и законопроект № 7142 появился сразу же после отзыва предыдущего, также значительно усложнявшего жизнь «упрощенцам».

Существует много версий нелюбви налоговиков и государства к упрощённой системе налогообложения. Самая очевидная — желание увеличить базу налогообложения, а соответственно и поступления в бюджет. Нардеп Оксана Продан (по иронии судьбы однофамилица своего идеологического оппонента из ГФС) уверена, что «упрощёнка» мешает коррупционным заработкам. Другие эксперты кивают на лобби крупного бизнеса, которому малый и средний собратья мешают монополизировать рынки.

Теперь появилась и чисто формальная причина для ликвидации «упрощёнки»: согласно обязательствам перед МВФ и ЕС мы должны в ближайшие год-два развернуть масштабную борьбу с теневой экономикой, наличными расчётами, уклонениями от уплаты налогов и прочей «серостью». Что может быть легче и показательнее атаки на «упрощенцев» и «единщиков», они ведь не прячутся… Достаточно поменять для них условия работы. Не пострадает ли вместе с теневой вся остальная экономика страны, вопрос риторический. Рубить сук, на котором сидим, — наш национальный спорт.

Zavarnik
Вернуться назад