Европейский бухучет в Украине

Европейский бухучет в Украине

С 1 января 2018 года вступают в силу изменения в Законе «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности в Украине». По мнению авторов документа, он сделает наш бухучёт более европейским. Какие же сюрпризы обнаружит бухгалтер под новогодней ёлочкой?

Новые европонятия…


Для юридических лиц обязательны все виды отчётности, касающиеся денег предприятия. Кроме того, теперь все предприятия обязаны утверждать свою учётную политику, то есть совокупность принципов, методов и процедур, используемых не только для составления и представления финансовой отчётности, но и для ведения бухгалтерского учёта.

Для физлиц-предпринимателей бухучёт остаётся необязательным.

И для всех представителей бизнеса подготовлен ликбез по основополагающим понятиям. В частности, под термином «расходы» нужно понимать уменьшение экономических выгод в виде уменьшения активов или увеличения обязательств, которое приводит к уменьшению собственного капитала (если это не его изъятие или перераспределение собственниками); под термином «доходы» — соответственно их увеличение. Как видим, здесь добавились только нюансы насчёт изменения экономических выгод.

Появилось также новое понятие «чистый доход от реализации»: разность между доходом общим и предоставленными скидками, возвратами товаров, налогами… Именно этот показатель фигурирует в новой классификации предприятий.

Следующая новость — «таксономия финансовой отчётности». Это список статей и показателей, которые подлежат раскрытию. Он будет утверждён Министерством финансов для тех предприятий, которые работают по международным стандартам финансовой отчётности. И внедрён с 2019 года — первого отчётного года по новым правилам.

…Европринципы…


Принципов учёта и отчётности станет меньше: осмотрительность, историческая или фактическая себестоимость и периодичность отменяются. Можно брать на вооружение другие принципы, которые содержатся в международных или национальных стандартах, положениях учёта для госсектора — в зависимости от того, какой вами принят стандарт. Но тем, кто работает по национальным стандартам, придётся опираться на старые добрые 10 «заповедей» бухгалтера.

Незначительные недостатки первичной отчётности не станут основанием для её непризнания. Если в первичном документе указаны дата, название предприятия, содержание и объём сделки, права и обязанности сторон сохраняются независимо от того, отражена ли операция в отчёте. Эксперты рассматривают это как послабление, ведь критерии незначительности в законе не прописаны и дают простор для разночтений.

…И классификация в евро


Украинские предприятия поделят на микро-, малые, средние и крупные. Среди них выделяются «предприятия, представляющие общественный интерес»: эмитенты ценных бумаг, банки, страховые компании, частные пенсионные фонды, крупные предприятия. Им полагается иметь собственную бухгалтерскую службу не менее чем из двух сотрудников. Главбух должен обладать дипломом о высшем экономическом образовании, стажем работы не менее 3 лет и не иметь судимостей.

Что касается деления предприятий по величине, тут критериями являются балансовая стоимость активов, чистый доход от реализации и штат сотрудников. Соблюдаются два из этих критериев — предприятие можно отнести к определённой группе, выйти из которой при изменении ситуации можно через 2 года. Например, при штате до 250 человек, стоимости активов до 20 млн евро и доходе до 40 млн евро — вы «середняк»; свыше — крупное предприятие. Доход до 4 млн евро, штат до 50 человек, доход до 8 млн евро — малое предприятие. Удел микропредприятий — балансовая стоимость до 350 тыс евро, не больше 10 работников и «микродоход» до 700 тысяч евро. Примечательно, что расчётной единицей поставлены евро. Курс будут считать по среднему показателю НБУ за год. Кто не успел определиться, получат причитающуюся категорию только через год работы.

Способ легализации частников


По новым правилам оказывать услуги по ведению финансового учёта смогут не только штатные сотрудники, частные предприниматели или аудиторы, но и самозанятые бухгалтеры, — лицензии это не требует. Если этим занимается аутсорсинговая фирма или специалист на стороне, то финотчётность подписывает не только директор предприятия, но и исполнитель. Его ответственность трактуется по нормам закона о бухучёте и положениям договора об услугах.

Согласно новой редакции статьи 14 рассматриваемого Закона, предприятие обязано предоставлять копию финансовой отчётности по запросу юридических и физических лиц в 5-дневный срок — согласно Закону «О доступе к публичной информации», причём все показатели перевести в иностранную валюту.

Остаётся добавить, что не все из перечисленных изменений станут ощутимы сразу. Обнародование финансовой отчётности только через год, с 1 января 2019 года, разрешено крупным предприятиям, не эмитирующим ценные бумаги, средним (должны обнародовать до 1 июня 2019 года), а также микро- и мелким предприятиям. Отчёты должны сопровождаться аудиторским заключением.

А в целом хочется видеть за всем этим благую цель: помочь бизнесу стать конкурентоспособным и успешным, а бухгалтерам — повышать профессионализм и быть нужными. Репутация бизнеса — важный критерий доверия к продукту или услуге. Поэтому открытость, прозрачность, понятность и доступность — путь к процветанию и экономическому росту. Будем надеяться, что «бухучёт по-новому» не создаст дополнительных проблем добросовестным предпринимателям.

Zavarnik
Вернуться назад