Философия госпомощи

Философия госпомощи

Перед Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) стоит задача не из лёгких: посчитать, кому и на что идёт государственная помощь, и перекрыть те направления, которые вредят свободе конкуренции.

Учёт прецедентов


Закончилась трёхлетняя отсрочка, которую взяли депутаты после принятия закона о государственной помощи. АМКУ, обязанный контролировать эти потоки, призвал местные органы и органы центральной власти отчитаться о поддержке, которую они предоставляют бизнесу или получают сами от родного государства. Дата начала отчётов — 2 августа 2017 года. А с 2019 года выделение бюджетных средств на поддержку бизнеса должно проходить уже с санкции АМКУ. Чтобы сформировать базу прецедентов, создан даже специальный реестр государственной помощи. По закону, к августу 2019 года он должен уже быть заполнен. Но для этого, во-первых, не хватает чётких критериев влияния государственных дотаций на конкуренцию; во-вторых, реестр и не пытаются наполнять даже теми случаями, когда нарушение неоспоримо. Объём работы огромен, и у АМКУ просто нет стольких сотрудников.

С другой стороны, помочь главному защитнику свободной конкуренции в поисках «криминала» может любое частное лицо. АМКУ уполномочен проводить проверки на основании обращений граждан. Мало того, он озаботился просвещением всех интересующихся с помощью YouTube. Потому что вопросов к закону хватает…

Щекотливый вопрос


Кабинет министров, разрабатывая закон о господдержке, анализировал опыт 45 стран. И надо признать, что путаница и неясности с принципами имеют место почти везде. На кого же равняться Украине в этом щекотливом вопросе?

Понятно, что господдержка предпринимательства есть во многих странах. Хороший пример — спасение компании General Motors силами американского правительства в 2008 году: поддержка производства электрокаров вывела компанию на новое направление развития.

В Евросоюзе принципы господдержки прописаны и соблюдаются достаточно чётко. Да и объёмы госпомощи невелики — 2 % от ВВП. Во-первых, есть общеевропейская директива, упорядоченная структура и жёсткие правила. Во-вторых, контроль во избежание нарушений свободной конкуренции. Отдельные государства вправе помогать своим депрессивным регионам, но очень многие проекты работают лишь с согласования Еврокомиссии. Удачные примеры такой работы можно найти и в постсоветских странах: например, в Словакии, где государство финансировало строительство производственных помещений и инфраструктуры для автозавода, оставив частному инвестору покупку оборудования и технологий, это фактически означало прямое финансирование новых рабочих мест. Или в Молдавии, где поддержка государства успешно работает в виде снижения налогов для бизнеса и льготных кредитов.

Вмешательство с последствиями и без


На сегодняшний день государственная поддержка в нашей стране хорошо показала себя лишь в сфере «зелёных тарифов». Производители возобновляемой энергии получают помощь в виде гарантий доступа к сети и удобных контрактов на покупку энергии. Благодаря этому выработка «зелёной энергии» увеличилась за три квартала текущего года на 18 %.

Известно, что отдельные предприятия в энергетике и угледобывающей отрасли получают госпомощь в виде списания долгов или прямых дотаций. И если раньше списание долгов не требовало пояснений, то теперь АМКУ обязан строго оценивать каждый случай на предмет, нет ли угрозы свободному рынку.

Под вопросом — помощь предприятиям, осуществляющим поставки воды, отопление, ремонтные работы в селе, — то есть всем, чья работа стратегически важна для государства, но при этом не всегда экономически выгодна самому бизнесу. В этих сферах реального прогресса нет. Продолжаются споры о критериях полезной и вредной госпомощи, согласования правительства, возможности заполнения реестра… Даже расследование АМКУ, выявившее 20 случаев неправомерного вмешательства государства в конкуренцию, остаётся без последствий.

Подождём новой философии?


В регионах спорят о зависших программах правительства, принятых в обход новых принципов… Сфера энергетики нуждается в господдержке для обеспечения энергонезависимости страны… Но при этом тот порядок, в котором сегодня предоставляется госпомощь, — или, вернее, его отсутствие, — нужно менять. Может быть, властям стоит взять на вооружение принципы частного финансирования проектов и программ и отказаться хотя бы от сомнительных инвестиций? А пока в ожидании новой философии государственной помощи от Министерства экономического развития в Украине действует переходный период. Подождём?

Zavarnik
Вернуться назад