Триллионер-2018

Триллионер-2018

Госбюджет на следующий год может похвастать рекордной доходной частью и заложенным резким ростом минимальной заработной платы. Но цифры в главном финансовом документе страны на веру лучше не принимать.

Нарисованные доходы


Действующее правительство при вёрстке проекта Госбюджета подобралось к психологической отметке «триллион гривен»: в итоговом документе доходная часть оценена в 913,6 млрд грн, расходы — в 988,6 млрд грн.

Бюджет, как видим, традиционно дефицитный, но это не смертельно. Более неожиданно — узнать, что ряд экспертов усомнились в первых же его показателях. Неоднократно бывший министром финансов страны нардеп Виктор Пинзеник открыто заявил, что доходную часть попросту «нарисовали»: более чем 900 млрд грн доходов полностью не «подтверждены», во властной команде, судя по всему, нет единого понимания, где эти деньги взять. Но и тут нужно признать: бюджеты разного качества всё равно приходится дорабатывать уже в новом году, так что, вероятно, эту возможность Кабмин просто держал в голове.

Другие ключевые показатели на 2018-й: прогноз роста ВВП — 3 %, прогноз инфляции — 9 %. Курс доллара для расчётов был принят около 30 грн, что также можно считать неким планом на следующий год. На эти данные экспертное сообщество откликнулось критическими репликами. Легко подсчитать, что до такого курса гривня должна будет обесцениться по меньшей мере на 15 %. А значит и инфляцию следует ожидать по меньшей мере близкой к этому значению, а то и большей.

Прожиточный минимум установлен на уровне 1700 грн с последующим ростом в несколько этапов: до 1853 грн на 1 декабря 2018-го.

Дебаты вокруг «минималки»


Минимальная заработная плата с 1 января увеличится до 3723 грн. Президент решил не отдавать, как в прошлом году, инициативу по её увеличению Кабмину — озвучил и некоторое время настойчиво продвигал сумму 4100. Правительство и в этот раз сыграло в свою игру; однако уже по итогам I квартала это решение может быть пересмотрено.

Обольщаться так быстро прирастающей из года в год минимальной зарплатой бессмысленно. Её величина неспособна влиять на работодателей: заслуживающий повышения зарплаты сотрудник в конце концов его получит, если не на нынешней работе, то на рынке вообще, а неквалифицированный скорее останется вообще без работы, чем получит зарплату, которую собственник считает незаслуженной.

Повышая зарплатный минимум, правительство берёт на себя рост своих же расходов: в госсекторе зарплаты «белые», их соответственно надо увеличивать. Но не будем забывать, что, закладывая рост стандартов, власть пытается также обеспечить для себя рост бюджетных поступлений из частного сектора, искусственно увеличивая базу налогообложения — фонд оплаты труда. Вице-премьер-министр Украины Павел Розенко, отстаивая инициативу президента насчёт 4100 грн минимальной зарплаты, так напрямую и заявлял: увеличится «минималка» — значит больше соберём в Пенсионный фонд.

Медицинский факт


Что касается расходной части Госбюджета, здесь существенных изменений мало. Например, Минобразования, Минсоцполитики и Пенсионный фонд получат в 2018 году примерно столько же, сколько и в 2017-м. Зато на 16–25 % увеличилось содержание силовиков, больше всего — Министерства обороны. Интересно, что увеличение бюджета получило даже НАБУ, находящееся сейчас в конфликте со многими власть имущими. В целом силовой блок, как и прежде, получает 5 % ВВП.

Затраты на жилищно-коммунальные субсидии составят 71 млрд грн, притом что фонд энергоэффективности и государственная программа энергосбережения получат всего лишь 2 млрд грн.

Более 650 млн грн были выделены на ещё не созданное Государственное бюро расследований. 200 млн грн получит тоже ещё пока не существующее экспортно-кредитное агентство.

Тем временем медицинская реформа, уже давно принятая, финансирования не получила. Более 5 млрд грн на первичную медицину, которые должны были быть аккумулированы в столице — в новосозданной под реформу Национальной службе здоровья, в конце концов были распределены, как и раньше, в виде субвенций местным бюджетам. Это констатация очевидного факта, что новая система медицины не начнёт работать с 1 января 2018-го по причине отсутствия этой новой системы. С другой стороны, возврат к старой схеме финансирования первичного здравоохранения — не сенсация, а единственно возможный в данном случае шаг: деньги попросту некому передавать.

Обычно мы говорим о том, что внимание следует обращать на цифры, а не на эмоциональные заявления. В случае с Госбюджетом-2018 цифры как раз породили эмоции: доходная и расходная части под триллион гривен, ещё плюс 500 грн к «минималке», формальное финансирование почти всех принятых реформ… Но если мы сделаем поправку на некоторые объективные факторы, — такие как прошедшая за год инфляция, — то увидим, что Госбюджет-2018 в сравнении с предшественником ничего выдающегося не содержит. И это хорошо заметно не по излюбленным «пунктикам» властей вроде субсидий, «минималки», МВД и Генпрокуратуры, а по реально важным сферам: энергетике, образованию, здравоохранению…

Zavarnik
Вернуться назад