«Достижения Китая»: Huawei

«Достижения Китая»: Huawei

Обратите внимание: куда направляется китайский турист в любой стране после осмотра местных достопримечательностей? По магазинам! Парадокс, но при поисках самых разных товаров китайцы выбирают оригинальные бренды за рубежом. Правда, есть исключения: некоторые китайские марки популярны и в собственной стране. Один из примеров — корпорация Huawei, на родных просторах выросшая из стартапа до мирового лидерства.

Простая история


Название Huawei переводится как «достижения Китая». В 1987 году в скромной рыбацкой деревне Шэньчжэнь стартовал скромный бизнес-проект 44-летнего местного уроженца. Бывший сотрудник военного НИИ Жэнь Чжэнфэй решил заняться электроникой. Для старта он располагал $3500; но этот старт удачно совпал с политикой Китая «догнать и перегнать Гонконг». С 1979 года правительство страны организовало в Шэньчжэне специальную экономическую зону. Небольшой посёлок на границе с Гонконгом стал форпостом нового курса рыночных реформ. Многие иностранные бизнесмены вложили сюда деньги, да и местные компании при поддержке правительства смогли развить свой бизнес и выйти на мировой рынок. Именно эта перспектива и стала причиной для основания Huawei в Шэньчжэне.

Долгое время компания не замахивалась на мировое господство, занимаясь импортом телекоммуникационного оборудования из Гонконга. Но однажды её основатель решил переключиться на идею собственных сетей и оборудования. Началась разработка коммуникаторов, увенчавшаяся в 1993 году созданием программируемого электронного коммутатора — самого мощного в стране. А в 1997 году Huawei заключила свой первый зарубежный контракт на поставку в Гонконг продуктов для фиксированной связи. И добавила в перечень продукции беспроводные GSM-модули, технологии CDMA и UMTS. Один за другим открывались центры по разработке программного обеспечения в Индии, Швеции, США… К 2002 году международные продажи бренда Huawei превысили $500 млн.

Пять лет назад компания резко изменила политику: усилила подразделение смартфонов и активизировала маркетинговую деятельность. Сегодня Huawei в пятёрке самых инновационных бизнесов в мире, а по продажам смартфонов обгоняет Apple. Здесь официально не связывают свои успехи с содействием китайского правительства. Однако роль руководства КНР в этом успехе есть, и немалая: в стране последовательно, методично, годами создавались правовые и инфраструктурные условия для развития из семейных фирмочек таких мировых гигантов, как Huawei, ZTE, Lenovo, Meizu, Xiaomi.

Как тут всё устроено


Довольно необычно! Директоров у компании три: это люди, которые достигли высших позиций, развивая различные направления в работе Huawei. Раз в полгода каждый из них занимает пост генерального директора. Это страхует компанию от «замыленности» взгляда руководителя, помогает находить новые идеи развития. Основателю Huawei принадлежит всего 1 % акций; остальные 99 % может купить любой сотрудник компании, проработавший в ней 5 лет. По решению руководства выплачиваются дивиденды. Однако в случае увольнения акции придётся вернуть.

Головной офис по-прежнему находится в Шэньчжэне, но сегодня это огромный комплекс, по площади больше княжества Монако. Сотрудников развозят на автобусах, кормят в ресторанах и барах здесь же, на территории. Вход платный, но съесть можно сколько захочешь. В меню есть даже устрицы. Отдельный департамент организует командировки и билеты на транспорт. К услугам гостей и партнёров — комфортабельные гостиницы. Есть и выставочные центры, и лаборатории. Гостям демонстрируют основные направления развития и новые достижения. Новый вектор исследований и разработок — 5G.

Исследовательские центры Huawei можно найти по всему Китаю. Один из них — в Шанхае: здесь новые модели смартфонов тестируют на качество и прочность, имитируя падение из кармана на пол и на стол, сжатие в заднем кармане брюк. Роботы тестируют кнопки, нажимая их по 400 тысяч раз (столько нажатий должен выдержать смартфон за 3 года использования), по 20 тысяч раз подключают зарядное устройство, «терзают» разъём для наушников. Каждая новая модель Huawei должна выдержать как минимум 2 цикла таких тестов. Проверяются также качество звука динамика, чувствительность к радиосигналу, сила излучения. Все параметры должны быть в рамках, безопасных для здоровья. На исправление недочётов отводятся 2–3 месяца.

Как ни странно, в компании многие пользуются айфонами. Но обычным сотрудникам позволительно иметь любой смартфон, а вот для топ-менеджмента обязательна «своя» продукция.

Украинский вектор


Нынче внимание китайцев сконцентрировано на Украине и Турции, но у нас динамика «смартфонизации» населения намного привлекательнее. Украинский рынок просто находка для Huawei: по оценке топ-менеджмента компании, смартфоны у нас раскупаются взрывообразно. Основная масса наших соотечественников, невзирая на падение платежеспособности, стремится во что бы то ни стало обзавестись современными средствами коммуникации. В прошлом году оборот Huawei на украинском рынке принёс $30 млн, а на 2017-й аналитики компании прогнозируют выручку от украинцев втрое большую.

В Украине компания работает уже не один год, а с этого года занимается созданием в нашей стране сети связи пятого поколения. Не случайно президент бизнес-группы потребительской электроники Huawei Джим Ксу констатировал: «Такого у нас не было ни в одной стране мира». Как тут не увидеть широкие перспективы для инвестиций!

Zavarnik
Вернуться назад