Бухучёт: в ожидании уточнений

Бухучёт: в ожидании уточнений

5 октября 2017 года Верховная Рада одобрила внесение изменений в Закон «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности в Украине». Таким образом, и в этом направлении мы сближаемся с современными европейскими принципами, которым уже исполнилось четыре года от роду: Директива № 2013/34/ЕС относительно организации и ведения бухгалтерии датирована 26 июня 2013 года.

Общественный интерес


Начнём с того, что в Украине вводится новый вид отчёта — «об управлении». Кроме финансовых показателей он содержит сведения о состоянии дел на предприятии и перспективах его развития. Так сказать, освещает основные риски и проблемы субъекта предпринимательства.

Составлять, подавать и публиковать отчёты украинским предпринимателям отныне придётся по-новому. Для некоторых видов активов и обязательств, доходов и расходов появились новые правила оценки. Цель благая: сделать эту информацию более открытой.

При каких видах деятельности ваша финансовая отчётность непременно должна быть опубликована? Это предстоит уточнить Кабмину. Но уже известно, что в этот перечень попадут предприятия, «представляющие общественный интерес», — то есть крупные, чьи акции продают на бирже, а также банки, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании. Они должны в обязательном порядке привести свою отчётность в соответствие с международными стандартами (МСФО). Есть к ним и требования организационного порядка: минимум два бухгалтера в штате, главбух — с дипломом экономиста и не менее чем трёхлетним стажем.

Круг соответствия учёта МСФО расширен: теперь к нему причислены и те, кто добывает полезные ископаемые общегосударственного значения.

Потребовать от предприятия отчёт в новой форме могут не только госорганы, но и трудовой коллектив. Копии отчётов придётся предоставлять по запросу физических и юридических лиц согласно Закону «О доступе к публичной информации».

Новые термины и показатели


Новый термин — «таксономия финансовой отчётности» — определяет показатели, подлежащие раскрытию в электронном виде. Какие — должен ещё уточнить Минфин.

Согласно статье 5 нового закона цифры отчётности дополнительно могут быть пересчитаны в иностранной валюте.

Надо сказать, что у директивы ЕС и МСФО есть отличия. Если предприятие уже работает по этим стандартам, то согласно регламенту ЕС № 1606 от 2002 года оно может и в дальнейшем отчитываться в таком же виде. И сроки пока позволяют безболезненно «перестроиться»: первые отчёты по новым правилам предстоит подавать за 2019 год.

Головная боль обеспечена владельцам дочерних и подконтрольных предприятий: понятие «дочерние предприятия» заменено на «контролируемые». Раньше подобные отношения требовали подачи консолидированной отчётности, даже если патрон имел только контрольный пакет акций. Теперь материнские компании, кроме собственных отчётов, будут сдавать консолидированный отчёт либо по национальным стандартам, либо по МСФО.

Евро-классификация


Добавлена также европейская классификация по размеру предприятий. (Хозяйственный кодекс приведут в соответствие с этим снова-таки постфактум).

Если активы на момент составления отчёта стоили меньше 350 тысяч евро, чистый доход не достигал 700 тысяч евро, а среднее число работников не превышало 10 человек, то субъект относится к микропредприятиям. Активы совокупной стоимостью до 4 млн евро, чистым доходом до 8 млн евро и средним числом работников до 50 человек следует относить к малым предприятиям.

Микро- и малые предприятия освобождены от подачи консолидированной отчётности; а с учётом Директивы ЕС их предлагается освободить и от «отчёта об управлении».

Средние предприятия — активы до 20 млн евро, чистый доход до 40 млн евро и штат до 250 человек — имеют право не включать в отчёт об управлении «нефинансовую» информацию.

К крупным предприятиям относят те, у которых общая стоимость активов более 20 млн евро, чистый доход превышает 40 млн евро, а персонал более 250 человек.

А как же BEPS?


Кроме вышеперечисленных форм отчётности вводится «отчёт о платёжах в пользу государства». Его должны будут подавать предприятия, разрабатывающие недра или лесные ресурсы Украины, операторы нефте- и газопроводов, магистралей по транспортировке химических продуктов. Так чиновники смогут оценить адекватность уплаченных сборов вашей прибыли, а общественность — отследить использование этих средств.

Таким образом, мишенью для новой стандартизации стали не столько налоги, сколько отчётность. Имплементация директивы ЕС пока не связана с противодействием размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS). Но это не значит, что о BEPS забыли. Ведь и Директива № 34 — не догма. Вполне возможно, что в ЕС введут обязательное публичное раскрытие, в частности, информации о начисленном и уплаченном налоге на прибыль — в отдельном отчёте для компаний с оборотом свыше 750 млн евро. А значит, и Украине придётся дополнить своё законодательство новыми нормами по противодействию BEPS.

Zavarnik
Вернуться назад