Энергетическая беспечность

Энергетическая беспечность

Привести законодательство в области энергосбережения к европейским нормам — требования партнёров из Евросоюза и насущная необходимость. У Украины нет другого выхода, кроме как постараться применить лучшие европейские подходы к энергосбережению. Как нам применить зарубежный опыт в этой сфере?

Энергоэффективность по-европейски…


Политика социальной ответственности, сохранения ресурсов и их экономного использования стала неотъемлемой частью европейского менталитета. В большинстве стран Европы вопросы повышения энергоэффективности и защиты окружающей среды находятся под контролем государства. Это закреплено в специальных программах и пакетах законов.

Мировой лидер в сфере энергосбережения — Германия. Здесь энергетические директивы ЕС, принятые когда-то как рекомендация, имеют силу законов. На повышение энергоэффективности направлена программа энергетической санации помещений. Она содержит всевозможные меры, позволяющие сберечь ресурсы и уменьшить потери. Капитальный ремонт предполагает установку теплосберегающих окон и контролируемых систем вентиляции, герметизацию швов и щелей, изоляцию фасадов и крыш, а при необходимости — полную замену отопительной системы. Можно получить субсидию до 20 % вложений на модернизацию, или обратиться в банк, который предоставит льготный кредит до 75 тыс. евро.

Сетевые компании обязаны принимать всю энергию, выработанную домохозяйствами с помощью возобновляемых источников. Фотоэлектрические установки и двухсторонние электросчётчики позволяют получать электроэнергию по одной цене, а отдавать в сеть в 4–5 раз дороже.

В части государственной финансовой поддержки у каждой европейской страны есть свои программы. Помогают и налоговые льготы на модернизацию и покупку энергоэффективного жилья. И почти везде энергоаудит здания и создание его энергетического паспорта — обязательная процедура.

…И по-украински


У нас проект Закона «Об энергетической эффективности зданий» до сих пор находится на доработке. Правда, недавно Верховная Рада приняла законопроект, который обязывает застройщиков проводить обязательную сертификацию энергоэффективности для новых домов, а также законопроект «О коммерческом учёте коммунальных услуг». И наконец-то мы на пороге создания Фонда энергоэффективности, разговоры о котором уже стали подзабываться.

Лишь недавно стартовали необходимые реформы в жилищном секторе, был принят закон о праве собственности в многоквартирном доме и открыта программа «тёплых кредитов». Успех этих мер мог бы снять страну с «газового крючка» и привести жилищно-коммунальное хозяйство в относительный порядок. Создание Фонда энергосбережения, закон о котором недавно подписан Президентом, — необходимое звено в системе повышения энергоэффективности, ведь его функция — компенсация затрат на модернизацию. Контролировать Фонд будет независимый наблюдательный совет, в который войдут члены правительства и иностранные специалисты. Задачей технического офиса Фонда станет разработка типовых проектов улучшения энергоэффективности домов и инструментов для их финансирования.

А на уровне потребителей услуг подстегнуть энергетическую сознательность призван ещё один свежеиспечённый закон — об обязательной установке счётчиков на тепло и воду. Операторы внешних сетей обязаны поэтапно установить домовые узлы учёта, а потом и индивидуальные приборы. По мнению правительства, это позволит поставщикам навести порядок в учёте энергоресурсов, а потребителям — платить лишь за то, что фактически использовано.

Добровольно или принудительно?


Однако использование европейского опыта в наших «полевых условиях» ещё требует осмысления. Даже в европейских моделях финансирования и внедрения энергоэффективности существуют два разных подхода.

«Добровольный» подход подразумевает реформу ЖКХ и создание действующих механизмов принятия решений большинством совладельцев многоквартирного дома. В помощь объединению жильцов предлагается господдержка и банковские кредиты. Так дело обстоит в Германии, Чехии, Словакии, Венгрии, Польше, Эстонии.

«Принудительный» подход, когда модернизация поручена жэкам (или их аналогам), применяют Литва, Болгария, Россия и Беларусь. Из-за незавершённых реформ все полезные инициативы навязываются сверху. Результат неудовлетворительный, ведь чиновники гораздо меньше заинтересованы в успехе, чем сами жильцы. Вмешательство ЕС в процессы в Болгарии и Литве заставило увеличить финансирование энергоэффективных проектов (хотя бы из госбюджета). Но всё же граждане, по сути, «оплачивая банкет» из своих налогов, не могут контролировать результат. Что тормозит процесс.

У нас жильё вроде бы уже частное, но большинство владельцев плохо представляют, как им управлять. Казалось бы, более эффективен первый подход. Но пока Украина работает именно по второй модели. Не доверяя гражданам, — а может, вследствие их пассивности, — реформы поручают чиновникам.

К сожалению или к счастью, мы уже не можем позволить себе энергетическую беспечность. Определённый прогресс на этом пути у нас есть, но требуется более активное участие самих граждан в процессах коммунальных реформ, — в успешных странах именно этот фактор является решающим.

Zavarnik
Вернуться назад