Агрессивный балласт

Агрессивный балласт

С сентября вступает в силу Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими (BWMC). Соответственно в ближайшие годы модернизации потребуют порядка 40 тыс. судов в мире. Увидят ли отечественные судоремонтники многомиллионные заказы и спасётся ли Чёрное море от агрессивных вселенцев?

Война миров


Морские суда стали переносчиками представителей флоры и фауны, которые невольно вторгаются в иные экосистемы. Наши рыбаки уже сталкивались с тупорылой барракудой — обитателем австралийского Большого Барьерного рифа. Вылавливали у нас и гостей из Тихого и Индийского океанов: белопёрую рыбу-бабочку, спара… А в водах Днепра нашли китайского мохнаторукого и голландского крабов.

Только за последние 10 лет в Чёрном море обосновались свыше 250 видов вселенцев. Так, из Атлантики сюда добралась северянка путассу. А черноморского бычка и моллюсков находят в Финском заливе. По подсчётам учёных, каждую секунду в Чёрное море попадают около 150 чужаков; порядка 90 % погибают сразу из-за непривычных температуры и солёности, кто-то становится добычей хищников, но самые монструозные выживают и принимаются отвоёвывать биологическую нишу у местных видов. В новой среде обитания у мигрантов нет природных противников, и они могут бесчинствовать, уничтожая сложившиеся пищевые цепочки и разрушая экосистему.

Например, каспийскую кильку лишил кормовой базы гребневик мнемиопсис, заселившийся, к слову, и в Чёрное море. Он поедает икру рыб, креветок, личинки и мальков, а также весь зоопланктон, которым питаются медузы и молодь аборигенных рыб. Снижение популяции мелкой рыбёшки в свою очередь сказывается на рационе крупной рыбы и дельфинов. Есть надежда, что кто-нибудь из «местных» — камбала или катран — распробуют гребневиков; но пока этого не случилось. Кое-кто не по зубам черноморским аборигенам. Классикой стала история рапаны, вселившейся из Японского моря в Чёрное в начале 1960-х. Быстро расправившись с местными устрицами, она принялась за мидий, которые выполняют важнейшую очистительную функцию.

В ожидании нового стандарта


Проблема опасных вселенцев — общая для всех водоёмов планеты. Но только в прошлом году страны — члены IMO пришли к решению об установке систем очистки балластных вод стандарта D-2. Конвенция ратифицируется IMO только когда её одобрят страны, суммарно владеющие 35 % мирового тоннажа. Принятие новых правил оттягивали, как могли; «по многочисленным просьбам» сроки перенесли на год. Формально — не дотянули до необходимых 35 % (34,56 %), хотя по количеству стран (47) ратификация должна была быть признана де-факто выполненной. Попытка оттянуть вопрос ещё на годик не прошла. Но последняя, июльская, сессия Комитета IMO по защите морской среды пошла на компромисс, оставив на переходный период стандарт D-1.

Первоначально предполагалось ограничение сроков установки систем управления балластными водами датой ближайшего освидетельствования судна для возобновления Международного свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью. Теперь все строящиеся суда должны соответствовать новым стандартам. Построенные до 8 сентября этого года должны соответствовать стандарту D-2, если предыдущее освидетельствование проводилось между 8 сентября 2014 и 8 сентября 2017 года. А освидетельствованное с 8 сентября 2017 по 8 сентября 2019 года судно должно соответствовать стандарту D-2 не позднее второго возобновляющего освидетельствования.

Но переоборудовать уже имеющиеся суда на существующих верфях просто нереально! Возможно, это шанс для наших судостроителей получить загрузку мощностей и выйти из длительного кризиса? Сегодня это настоящая золотая жила: ёмкость рынка очистительных установок оценивают в несколько десятков миллиардов долларов. Однако нам не до стратегий: приходится сражаться за те заказы, которые есть. В марте Минэкономразвития по требованию Военной прокуратуры ввело санкции в отношении ЧАО «Морской регистр судоходства в Украине» как «дочки» Российского морского регистра судоходства, причастного к функционированию портов Крыма. Между тем наши судоремонтники успели заключить с россиянами договора на ремонт свыше 50 судов. По логике отечественного законодательства «дочка» не несёт ответственность за действия учредителя; а вот ремонт судов может осуществляться и на заводах конкурентов из стран Черноморского бассейна.

Пароходы и человеки


Управление балластными водами снизит миграцию морской живности, но вряд ли полностью её остановит. Те же моллюски путешествуют и на днищах кораблей. Миграция — это норма. Подавляющая часть современных черноморских видов — около 80 % — самые настоящие вселенцы из Средиземного моря. После прорыва Босфора в Чёрном море установились новые пищевые цепочки, но сохранились и реликтовые виды. Например, азово-черноморский осётр спасся в дельтах рек, и здесь ему угрожает уже человек — загрязнением вод, бесхозяйственностью, браконьерством…

Разумная политика в отношении экосистем должна предполагать лишь точечное вмешательство и минимизацию антропогенных факторов: загрязнений, вырубки пойменных лесов и бесконтрольного лова рыбы. Экосистемы способны со временем находить новый баланс. Задача человека — лишь осторожно подталкивать эти процессы в оптимальном направлении, не пытаясь «поворачивать реки вспять» и переделывать природу…

Zavarnik
Вернуться назад