Лента новостей

21:40
Прокат автомобилей - когда размер имеет значение
21:10
ЕС разрабатывает огромную программу для Донбасса
20:46
Лучшие способы получения кредита без справок о доходах
15:14
Депутаты Бахмутского горсовета против привлечения мэра города к ответственности
14:18
Следует ли избегать спортивных вещей в повседневном гардеробе?
13:50
Как купить качественную одежду для занятий спортом
13:06
«Поликлиника на колесах» начала свою работу в ДНР
12:25
В ДНР рассказали, кому дадут пенсию на льготных условиях
12:17
Жителей Донетчины просят сдавать кровь
10:21
Как пересечь линию разграничения, если нет паспорта
10:12
В воинской части в Донецкой области погибли трое бойцов
10:07
На своей тяге
10:04
Наркоделец из Гранитного предстанет перед судом за хранение и сбыт наркотиков
10:00
От продажи подакцизной группы товаров Донетчина получила 27 млн. гривен
09:56
Тотальный контроль: новый формат
09:52
Пенсионная деформация
18:27
Кабмин ограничил круг переселенцев-получателей пособий
16:17
В Краматорском районе мужчина погиб от удара током при попытке хищения электроэнергии
19:33
Стало известно, сколько газа Россия поставила в ДНР и ЛНР
18:52
Выбираем электронные платформенные весы
17:23
«Артемсоль» подало иск о признании неправомерными действий исполнительной службы
14:34
Бюджет Донецкой области пополнился на 1 млн. грн от задолжавшего предприятия
14:18
Где можно узнать достоверные новости?
14:14
Какими будут цены на топливо к концу этого года?
13:55
Ткани для туристического снаряжения. Обзор, описание, история, как выбрать
13:06
В Славянске выставили на продажу льготные квартиры для переселенцев и АТОвцев
11:16
Жители Донецкой области на поддержку украинской армии направили 352 миллиона гривен
10:08
За пачку сигарет в 90 грн украинцы должны благодарить ЕС
10:02
В Лимане мужчину будут судить за развращение 13-летней падчерицы
09:56
Из-за обстрелов пять сел на юге ДНР остались без света
09:47
В Краматорске разыскивают свидетелей ДТП, где пострадала 13-летняя девочка
14:40
Жителей Славянска приглашают послушать этно-джаз
14:29
Секреты правильного подбора колготок
12:57
Как госбюджет-2018 отразится на благосостоянии украинцев
11:37
Еще одно повышение пенсии: кому и насколько
11:29
Красный Крест направил почти 300 тонн гуманитарной помощи на оккупированный Донбасс
10:08
День экологического долга
10:03
Налогоплательщики Донетчины подали 284 жалобы
08:51
В Петровском районе Донецка закрывают "банк" ДНР
08:35
Жителям Авдеевки предлагают бесплатные юридические консультации
08:28
Родственник «служит» ДНР: Как въезжать в Украину?
20:38
Аюрведа – мир согласия красоты и здоровья
19:40
Газопровод для Авдеевки готов на 50%
19:14
Как проходит лечение наркомании в Киеве?
16:21
В Славянске в ДТП пострадали два человека
Все новости

Архив публикаций

«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Портовый «ценопад»

Портовый «ценопад»

То, что из-за рекордного числа и размеров портовых сборов в Украине транзитный грузопоток уходит в соседние страны, общеизвестно. И вот наконец Кабмин распорядился снизить ряд портовых тарифов. Правда, изменения в соответствующие нормативные акты ещё не разработаны… Тем не менее их обещают принять до конца года. Достаточно ли будет этого для повышения конкурентоспособности наших портов, оживления отечественного экспорта и импорта?

Семеро из одного ларца


Административный, канальный, корабельный, маячный, причальный, санитарный, швартовый и якорный, — в Украине насчитывается 7 портовых сборов, что является мировым антирекордом. Да и портовая логистика — одна из самых дорогих в мире. Это показывает даже простое сравнение стоимости обслуживания судов одного типа в странах Причерноморья, Средиземноморья и крупных портовых хабах.

Один судозаход контейнеровоза вместимостью 95,000 GRT в Одессе стоит $157 тыс., а буквально рядом, в румынской Констанце, — $71 тыс. Турецкие порты возьмут в пределах $67–75 тыс, египетские — $50–54 тыс. А ведь контейнерами в Украину доставляются значительные объёмы импорта, что неизбежно отражается на его цене для конечного покупателя.

Обслуживание сухогруза класса capesize с железной рудой (одна из статей нашего экспорта) в МТП «Южный» обойдётся в $430 тыс., через терминал ТИС — $300 тыс. У крупнейших экспортёров этого сырья — Австралии и Бразилии эта услуга обойдётся в $145 тыс. и $103–125 тыс. соответственно.

Администрации морских портов Украины (АМПУ) предписано c 1 января 2018 года сократить отчисления чистой прибыли в бюджет с 75 % до 50 % и в двухмесячный срок снизить ставки целого ряда портовых сборов на своих предприятиях на 20 %. А портовые сборы на нефтеналивные суда для транзитной нефти в «Южном» урезать на 75 %.

Расходы судовладельцев (и в конечном счёте владельцев грузов) в портах делятся на две части. Это не только плата за операции, связанные с хранением и перемещением грузов, сертификацию и экспедиторские услуги. Вторая часть — так называемые дисбурсментские расходы: на обеспечение судозаходов и пребывания судна в порту. Это портовые сборы АМПУ как государственного агента, ответственного за содержание каналов, акваторий, причалов и т. д. Эта часть общих расходов на обслуживание в портах весьма существенна и в Украине превышает совокупную стоимость услуг первой части. По данным Центра транспортных стратегий (ЦТС), из упомянутых $430 тыс. за заход capesize в «Южный» $320 тыс. — портовые сборы; в Черноморске при стоимости судозахода $257 тыс. сбор составит $166 тыс. В целом в основных портах Украины эта статья расходов составляет не менее 50 % стоимости судозахода.

Нефть и зерно


Финансовая эффективность снижения тарифов для разных групп товаров будет разной. Например, в случае перевалки зерна при стоимости сборов $2–$4 за тонну снижение на 20 % даст экономию менее $1. Впрочем, при объёме экспорта в 40 млн тонн зерна порядка $15–30 млн перераспределятся между производителями и трейдерами. С учётом того, что терминальные мощности по перевалке зерна опережают потребности, медленное снижение тарифов происходит и в сфере обработки зерновых грузов. Для аграриев экспортная логистика становится дешевле.

А для транзитной нефти, переваливаемой через терминал «Южного», согласно распоряжению правительства портовые сборы, как уже сказано выше, уменьшатся аж на 75 %. Это может активизировать транзитное использование нефтепровода «Одесса — Броды», который пытаются подключить к проектам поставок нефти из Азербайджана и Ирана. Эта мера была бы своевременной… год назад, когда во время очередного российско-белорусского нефтекризиса актуализировался вопрос поставки азербайджанской нефти на Мозырский НПЗ.

Кроме того, чиновники согласовали уменьшение сборов в портах Черноморска, Николаева, Одессы и Южного для транзитных грузов с нефтепродуктами при обработке по технологии «море-берег-море». Вероятно, это делается в расчёте добавить привлекательности конфискованному Одесскому НПЗ перед приватизацией.

Необходимое, но недостаточное


Чтобы снижение портовых сборов действительно заметно повлияло через логистические цепочки на стоимость грузов, необходимо гораздо большее снижение ставок. То же можно сказать о привлечении дополнительного транзитного грузопотока, не связанного с углеводородами, где сборы снижены больше и есть дополнительный ценовой рычаг в виде тарифа на прокачку по трубе.

Даже после снижения портовых сборов на 20 % стоимость судозахода в портах Украины будет существенно выше, нежели у конкурентов. Но ресурсы для дальнейшего снижения есть. Доходы АМПУ по итогам 2016 года в 2,6 раза превысили расходы: 7,3 млрд грн против 2,8 млрд; с чистой прибылью порядка 3,9 млрд грн. Это означает возможность скостить как минимум 50 % от теперешних тарифов.

Усложняет ситуацию то, что АМПУ — один из крупнейших налогоплательщиков в стране. В нынешнем году по плану ожидает 3,2 млрд грн чистой прибыли, из которых порядка 2,4 млрд должны уйти в госбюджет. Но уже в следующем году, когда выплаты в бюджет уменьшатся на 25 %, сумма отчислений (при сохранении прибыльности) уменьшится до 1,6 млрд грн. Чтобы удержать поступления на прежнем уровне, необходимо компенсирующее увеличение судозаходов, что по цепочке приведёт к росту бюджетных отчислений от всей транспортной инфраструктуры. Но для этого тарифы в украинских портах нужны конкурентные.

Zavarnik



История возникновения программного обеспечения

Похожие публикации

Добавьте комментарий

 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх