Лента новостей

16:46
Улучшит кишечник и урегулирует уровень сахара в крови: врачи назвали самый полезный хлеб
16:45
Сердце будет здоровым, а гипертония - не страшна: упражнение, которое быстро снизит давление
16:44
Приведут к воспалению и артриту: врачи назвали 12 опасных продуктов
16:43
Вес уйдет за считанные дни: 5 продуктов, которые помогут быстро похудеть
16:42
Брак будет вечным и крепким: 6 вещей, которые никогда не делают счастливые пары
16:40
Состаритесь на десятки лет быстрее: ученые выяснили, как качество сна влияет на старение
16:39
Рихтовка весеннего рациона: чем разнообразить питание в соответствии с сезоном
16:35
Стоит копейки, а результат достоин тысяч гривен: каким аптечным средством можно подкормить рассаду помидоров
16:34
Посевной календарь украинского огородника: что и когда нужно сажать в апреле 2024 года
16:32
Это нужно знать перед тем, как открыть бутылку: безопасно ли пить пиво, у которого истек срок годности
16:18
Вгоняют вас в нищету: 5 вещей в доме, которые мешают вам стать богатыми
16:17
Останутся свежими и полезными: как продлить срок хранения продуктов питания
16:16
Чтобы ножки были красивыми, а ягодицы упругими: 5 лучших упражнений для похудения и укрепления мышц
16:14
Избавитесь от кариеса раз и навсегда: 5 советов, которые помогут улучшить здоровье зубов
16:13
Будет гладкой и свежей: три метода, которые помогут восстановить кожу весной
16:12
Защитят ваш дом от всех бед: деревья, которые обязательно нужно сажать возле дома
16:11
Вашему саду все соседи позавидуют: опытные садовники рассказали, когда лучше сажать пионы
16:08
Вы не захотите ощутить последствия борщевой "просрочки": как долго можно хранить красный борщ в холодильнике
16:07
Какие фруктовые деревья нельзя белить весной: некоторые могут заболеть и перестать плодоносить
16:06
Неожиданная находка: древние рисунки открывают миру тайну динозавров
16:02
Частный дом под ключ
15:56
Какие бывают виды планшетов
14:25
Это очень необычное решение: как вырастить рассаду в апельсиновой кожуре
14:23
Вы сразу ощутите эффект: что нужно добавлять в кофе для положительного влияния на сердце
14:23
Будут прыгать от счастья: четыре знака Зодиака, чьи мечты сбудутся в апреле
14:21
Включаем весеннюю активность: продукты, которые сделают вас энергичными
14:19
Срочно избавляйтесь от этой привычки: ученые заявили о связи курения с диабетом и слабоумием
14:17
Можно увидеть мощные взрывы: что известно о полном солнечном затмении в апреле
14:16
Не только вкусный, но и лечебный: популярный фрукт, который спасет вас от тромбоза
14:15
Необязательно ходить по дорогим салонам: 5 продуктов, которые ускорят рост ногтей и волос
14:14
Повышают иммунитет и продлевают жизнь: топ-6 самых полезных напитков
14:13
Безопасно для детей и вкусно для вас: как приготовить домашние куриные сосиски
14:11
Денег на пенсии и субсидии больше нет: в ПФУ сделали срочное сообщение
17:00
Важно сделать все правильно: что нужно для оборудования компостной ямы
16:59
Ароматно и аппетитно, как у бабушки: как вкусно засолить сало горячим способом
16:58
Ваши вещи не утратят былую яркость и красоту: как правильно выбрать порошок для цветной одежды
16:57
Обратный эффект: почему от кофе клонит в сон вместо обещанной бодрости
16:56
Получат удивительный шанс: четыре знака Зодиака, которые станут успешными в ближайшие годы
16:55
Быстрее любого лекарства: овощи, которые снимут воспаление
16:11
Не повторяйте этих ошибок: 5 вещей, о которых люди сожалеют перед смертью
16:09
Замедляют метаболизм и не дают сбросить вес: диетологи назвали три самых вредных продукта
16:08
Провоцирует головные боли и влияет на сон: дерево, которое нельзя сажать возле дома
16:05
Дайте росткам шанс: почему рассада внезапно легла и что с этим можно сделать
15:51
Шум в ушах у пожилых людей: причины и стратегии управления
06:47
Овны – энергии будет хоть отбавляй, Тельцы – попридержите деньги, Девы – не торопитесь с решениями: гороскоп на 24 марта 2024 года
Все новости

Архив публикаций

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

На сколько продуктивно работают украинские порты?

На сколько продуктивно работают украинские порты?

Вопреки всем политическим и финансовым катаклизмам украинские порты остаются одним из столпов отечественной экономики. Даже если сбросить со счетов портовые мощности аннексированного Крыма (а это Керчь, Севастополь, Евпатория, Феодосия, Ялта), «континентальные» структуры обладают серьёзными возможностями и потенциалом. Но насколько продуктивно они используются и что можно улучшить в их работе?

Радоваться рано


Не будем углубляться в дебри, изучим статистику за последние 3 года. Итак, в 2014 году 12 крупнейших портов Украины перевалили 143,9 млн тонн грузов (аутсайдеры с грузооборотом менее 100 тысяч тонн в расчёт не брались). В 2015-м этот показатель составлял уже 146,7 млн тонн. Справедливости ради: положительная динамика характерна сейчас практически для всех портов Черноморско-Азовского бассейна, так что речь не об украинском ноу-хау, а о соответствии некоему общему тренду. И на том спасибо.

Цифры за первое полугодие 2016-го могли бы слегка встревожить (всего 63 млн тонн — минус 12 %), но на деле всё не так критично. После обострения отношений с Россией сильно сократилась перевалка практически всех транзитных грузов (нефтепродукты, чёрные металлы, руда, уголь и т. п.). Спасти ситуацию помог возросший экспорт зерна, но пик зерноперевалки по вполне понятным причинам приходится на вторую половину года. Если сравнивать с минувшим 2015-м, то по итогам первых 6 месяцев отставание более чем на 17 %, но к концу года ситуация выправилась и даже слегка превзошла показатели 2014-го.

Подобный сценарий реален и сейчас. Так, по информации Администрации морских портов Украины (АМПУ), зерновых грузов за 9 месяцев текущего года перевалили на 5,6 % больше, чем за аналогичный прошлогодний период. Однако те, кто хоть отчасти знаком с ситуацией, радоваться не спешат. Буксующая реформа отрасли, неизбежное старение инфраструктуры, жёсткая конкуренция, проблемы с привлечением инвестиций, кадровая чехарда — это лишь краткий перечень вопросов, с которыми сталкиваются порты Украины.

Меньше кормить и больше доить


О необходимости реформ портовой отрасли говорят не один год. Однако на практике ситуация выглядит, как перетягивание каната. В расширенный список кандидатов на приватизацию включены и порты, но соответствующий законопроект всё ещё лежит в Верховной Раде. АМПУ рапортует о чистой прибыли более миллиарда гривен за I квартал 2016 года, а министр инфраструктуры Владимир Омелян сетует на её несовершенство и продвигает создание Морской администрации Украины. Сторонники приватизации упрекают государственные портовые структуры в неэффективности (в первом полугодии 2016-го на долю частных портовых операторов приходилось 68 % грузооборота, а государственных — 32 %). А «государевы» портовики в свою очередь заявляют, что их ставят в такие условия, когда об особой эффективности говорить не приходится.

И тут, как в анекдоте: «Чтобы корова меньше ела и больше давала молока, её нужно меньше кормить и больше доить», — появляется постановление Кабмина, согласно которому госпредприятия должны перечислять государству уже не 30 % чистой прибыли, а 75 %. И неважно, что в Южненском порту, например, эти средства планировали использовать для дноуглубительных работ, а значит для увеличения грузооборота и прибыли уже в ближайшем будущем. Финансовый план? Деловая репутация в глазах иностранных партнёров? О чём вы?

В ожидании конкретики


Кроме безусловных сторонников приватизации и «государственников», пекущихся о нашей стратегической безопасности, есть ещё и те, кто говорит о концессии. В опроснике на сайте «Порты Украины» эта форма привлечения частного капитала лидирует. В данном контексте речь идёт о том, что частный инвестор за фиксированную плату или процент от прибыли использует государственные активы, а оставшуюся часть дохода тратит по собственному разумению.

Казалось бы, и волки сыты, и овцы целы. Но такой подход требует глубокого доверия со стороны инвесторов (он сейчас вложит средства, а потом политический ветер сменит направление, результат непредсказуем). А что мы имеем? Существующий закон о концессиях 1999 года рождения устарел, а новый Мининфраструктуры пытается рассмотреть с 2014 года…

Нет, конечно, инвесторы любопытствуют. В сентябре в Черноморске состоялась встреча с представителями корейской корпорации Posco и дочерней компании Posco Daewoo, а также ряда других фирм. Однако роль государства заключается не только в том, чтобы инвесторы прошли соответствующую комиссию в Мининфраструктуры и конкурс в Фонде госимущества. Необходимо и создание нормальных условий для работы.

Как уже заявлял министр Владимир Омелян, приватизации будут подлежать «нестратегические» порты. А вот крупные («Южный», «Черноморск», «Херсон») должны пойти на концессию. Отработать этот процесс решили на сравнительно небольшом объекте — в специализированном морском порту «Октябрьск», что возле Николаева, переключившемся с военных грузов на глину, древесину, зерно. Работают тут около 700 человек. Как утверждает директор предприятия Руслан Олейник, документация по пилотному проекту должна быть готова к началу следующего года, — тогда и можно будет объявить концессионный конкурс. Конкретных предложений пока нет. Если они и появятся, то уже после того, как будет чётко выписан закон о концессиях.

Следует понимать, что даже при самом оптимистическом раскладе реформирование портов — процесс небыстрый. Если в нынешнем году всё пойдёт по плану, то следующий год уйдёт на подготовку, а о реальной приватизации-концессии можно будет говорить в 2018 году, не раньше. Но прогнозы, как известно, дело неблагодарное.

Zavarnik

Добавьте комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх